00:00, 20 июля 2004 года

Суп с галушками из меню исключили

Как сообщил первый заместитель председателя правительства, министр экономического развития и торговли Валерий Гаевский, проверка была вызвана участившимися жалобами как со стороны населения, так и контрольных органов. Рабочая группа из представителей минздрава, минэкономики, контрольного управления губернатора края, госторгинспекции и центра санэпиднадзора проверила больницы в 11 районах края и Ставрополе. Итоги проверки обсуждались на заседании краевой межведомственной комиссии по усилению контроля, предупреждению и пресечению правонарушений на потребительском рынке. «Таких результатов мы не ожидали, - сказал В. Гаевский. - Напомню, что ранее мы смотрели школьное питание, затем питание в пионерских лагерях, потом хлеб и считали, что в больницах ситуация относительно благополучная. К сожалению, те же проблемы, те же беды, те же нарушения. Сейчас не военные годы, чтобы можно было так из рук вон плохо кормить людей в больницах».

Налетай, подорожало…

Как это ни печально, многочисленные нарушения в организации питания обнаружены во всех без исключения проверенных учреждениях здравоохранения. Из наиболее типичных прежде всего стоит назвать странную ценовую политику. Как отметил заместитель министра экономического развития и торговли Юрий Белолапенко, отсутствие контроля за расходованием средств привело к тому, что, к примеру, во 2-й городской клинической больнице Ставрополя цены на закупаемые продукты превышают среднестатистические цены. Понятно, что переплаты (очень часто – почти в два раза) ведут к значительному удорожанию стоимости готовых блюд.

- Мы понимаем, - сказал Ю. Белолапенко, - что средства, выделяемые по линии медицинского страхования на организацию питания, крайне недостаточны - 13 рублей 90 коп. в день. Сумма мизерная и приходится только удивляться, как при таком скудном финансировании кое-где, а в частности, в Кочубеевской и Новоалександровской центральных районных больницах и эти деньги используются не полностью. В день проверки стоимость дневного больничного рациона составила 8 руб. 91 коп. в с. Кочубеевском и 12 руб. 60 коп. в Новоалександровске. Больных три раза в день кормили супом. Еще хуже ситуация с ассортиментом приготовляемых блюд и калорийностью сложилась в Грачевской центральной районной больнице. Каши и картофельное пюре здесь готовятся на воде, в супах нет овощей, мясо и мясопродукты, в основном, отсутствуют. Так, в суп с галушками не заложено ничего, кроме галушек.

Почему продовольствие покупается дороже, чем в супермаркете? Вопрос, похоже, риторический. (И в первую очередь он должен волновать фонд обязательного медицинского страхования, который и выделяет деньги больницам не только на лечение, но и на питание пациентов.) То же самое, по словам заместителя министра сельского хозяйства края Николая Соломко, касается и кавминводских санаториев. Хотя на Ставрополье около двух тысяч сельхозпредприятий способны давать качественные и недорогие мясо и овощи, тем «выгодно приобретать продукты гораздо дороже реальной цены», «врачам просто рекомендуют ездить к перекупщикам», «кто-то нагревает руки». Владимир Рохмистров, глава антимонопольного управления, был более конкретен: «И к нам приходили сельские труженики и говорили: «Вы сравните, какие цены у нас и по каким ценам предлагает продукты в краевом центре муниципальное предприятие, которое сегодня объединилось с Нижним рынком.» Вот в чем проблема. Герман Греф, глава Минэкономразвития РФ, ориентирует на закупку товаров с помощью электронных торгов. Я лично разговаривал с руководителем нашей биржи – там уже нет тех брокеров, которые участвовали в определенных махинациях. Только так можно прозрачно, исключив всех посредников, работать».

Окорочка встали и побежали

Продуктов мало, так еще и воруют. Проверкой, как сообщил Ю. Белолапенко, установлены многочисленные факты хищения со стороны работников пище-блоков. И привел примеры. В Новоалександровской райбольнице ветеранам войны вообще не выдано молоко, которое, однако, получено. Во 2-й горбольнице Ставрополя в компоте совсем не было сахара. В городской детской клинической больнице им. Филиппского, по сути дела, украдено 2,6 кг голландского сыра, т. е. 20% от полученного количества (впрочем, главврач этот факт категорически отрицает). В Петровской центральной районной больнице за один обед установлен недовес у рыбных котлет и суфле в размере 7 кг 700 грамм (треть от нормы) на сумму 363 рубля. В Новоселицкой – из 7,5 кг куриных окорочков, приготовленных на обед, больным выдано только 4 кг 300 грамм.

- Почему половина окорочков уносится домой? - поинтересовался В. Гаевский у главного врача.

- Я тоже удивлен, - разоружил своим ответом Владимир Ерофеев.

Имеют место и факты завышенного списания отходов при холодной и тепловой обработке. Так, согласно справке, в больнице им. Филиппского похищено таким образом 3,5 кг рыбы. В Новоалександровской райбольнице для приготовления котлет списано завышенное количество фарша на сумму 489 рублей, в Новоселицкой – при приготовлении борща «испарилось» свыше 14 кг картофеля на сумму 100 рублей. Речь, разумеется, идет о цифрах одного дня – когда была проверка. Такие же примеры есть и в других больницах, в т. ч. в Шпаковской и Грачевской.

Могу сказать, что пока никого не посадили. И слава Богу. Потому что если бы посадили, то почти наверняка - простого человека, мелкого исполнителя, а не главного «подстрекателя». Просто так бывает чаще. Нельзя сбрасывать со счетов и такой фактор, как зарплата. Так вот, повар районной больницы получает в среднем около 800 рублей в месяц (!), кухрабочая – около 700, т. е. гораздо меньше прожиточного минимума. Из денег, полученных за оказание платных услуг, надбавки к окладу получает кто угодно, в т. ч. главврач, только не работники кухни. Председатель комитета края по ценам Георгий Колягин полагает, что надбавку нужно сделать и поварам. Для этого необходимо изменить один не самый важный документ, но, думается, это не проблема. При желании, разумеется.

Проверка выявила факты и пострашнее: использование молочной продукции с истекшим сроком реализации, в т. ч. для питания гастроэнтерологических больных, нарушение требований диет, применение фальсифицированной томатной пасты, многочисленные нарушения технологии при приготовлении блюд.

Пауки дурно влияют на имидж

Особенно непростительным для учреждений здравоохранения правительственная комиссия считает многочисленные нарушения санитарных правил, включая такие из ряда вон выходящие, как наличие тараканов на кухне и в подсобных помещениях, а также отсутствие у кухрабочих медосмотра.

- Ну хоть паутину смели в пищеблоке? – спросил В. Гаевский у замглавы одного из районов после бодрого рапорта об устраненных недостатках.

- Конечно!

Кстати, если говорить о реакции руководителей «отличившихся» лечебных учреждений и краевых территорий, то подавляющее большинство претензии признали и повинились. Ответы были в духе «недостатки устранены и впредь допускаться не будут», «частично исправились», «уволен кладовщик» (как будто от этого что-то изменится!), «суп с галушками исключен из меню»… «Финт выкинул» лишь главврач больницы им. Филиппского Вячеслав Кашников, который еще во время проверки… выставил рабочую группу правительства края за дверь. По предположению Ю. Белолапенко, чтобы не нашли чего-нибудь посерьезней. Собственно, это нонсенс – выгнать комиссию правительства. На вопрос вице-премьера Николая Пальцева о принятых мерах начальник управления здравоохранения администрации Ставрополя Виктория Францева, назвав факт «вопиющим», сообщила, что с главврачом «проведена беседа»…

Проблему с несоблюдением санитарных правил нельзя оценивать однозначно. Так считают в центре санэпиднадзора края. Есть технический фактор (огромный износ оборудования), требующий денег, которых на эти цели, конечно, мало. И есть фактор чисто человеческий. Что нужно, например, для того, чтобы хорошо помыть овощи? Что нужно для того, чтобы соблюдать товарное соседство в холодильнике? Здесь не требуется никаких капиталовложений, а нарушения - сплошь и рядом.

Поэтому В. Гаевский и заметил, что одними штрафными санкциями и репрессивными мерами улучшить положение не удастся (поэтому решили пока не передавать материалы в правоохранительные органы). Члены межведомственной комиссии по усилению контроля, предупреждению и пресечению правонарушений на потребительском рынке сошлись на том, что меры должны быть комплексными. А питание должно способствовать выздоровлению, а уж никак не наоборот.

Кстати

В Новоселицком районе примерно половина детских загородных и пришкольных лагерей остановилась из-за отсутствия денег на питание. Произошло это еще в июне, однако неразбериха царит до сих пор: рабочая группа правительства края утверждает, что детей не кормили почти половину месяца, глава администрации района Александр Нагаев настаивает, что несколько дней. Впрочем, гораздо интересней другое. Как ни пытался районный отдел образования замалчивать причину того, почему бюджетные ассигнования не дошли до района вовремя, на заседании краевой комиссии по усилению контроля, предупреждению и пресечению правонарушений на потребительском рынке выяснилось: в финансовые документы закралась ошибка в несчастные семь рублей, на исправление которой районному отделу образования понадобилось… целых несколько дней.

В настоящее время, по информации А. Нагаева, все лагеря функционируют в нормальном режиме. Впрочем, специалисты мин-экономразвития склонны утверждать, что положение дел именно с питанием в детских лагерях края оставляет желать лучшего. Речь о качестве пищи. Как сообщила начальник отдела торговли и продовольственных ресурсов названного министерства Т. Костюкова, в том же Новоселицком районе есть такие пришкольные и загородные оздоровительные лагеря, где оздоровлением и не пахнет: в «Салюте» обед без основного мясного блюда, в «Теремке» пищу готовит помощник повара, используя запрещенные для детей свинину и уксус, в «Патриоте» имеют обыкновение готовить котлеты без вторичной обработки (из-за отсутствия необходимого оборудования). Примерно тем же «грешны» большинство других районов края.