Краснокнижные пленники
К сожалению, недавно здесь получило бурное развитие уродливое явление, связанное опять-таки с хищными птицами. Курортный парк города Кисловодска оказался буквально заполонен предприимчивыми фотографами, предлагающими сделать за «символическую» плату прекрасный фотоснимок с живым орлом на руке. Директор Кисловодской станции юных натуралистов орнитолог В. Тельпов с тревогой отмечает, что подобных дельцов с каждым годом, к сожалению, становится все больше.
Ну и что, казалось бы, в этом плохого? Люди зарабатывают себе на хлеб, платят налоги в казну и развлекают отдыхающих. Но дело в том, что в качестве «живых чучел» фотографы используют в основном птиц редких видов, находящихся под угрозой исчезновения и требующих особой охраны.
Недавно инициативной группой орнитологов, членов Ставропольского отделения Союза охраны птиц России, была совершена экскурсия в Кисловодский курортный парк с целью учета птиц, содержащихся у фотографов. В итоге оказалось, что только у девяти предпринимателей обнаружены 18 особей хищных птиц и сов, относящихся к девяти видам. Из них 15 особей шести видов внесены в Красные книги России и Ставропольского края: орел-могильник, беркут, степной орел, малый подорлик, белоголовый сип, серая неясыть. Примечательно, что более половины всех птиц принадлежит глобально редкому виду – орлу-могильнику, внесенному в Красную книгу Международного союза охраны природы.
Напомним, что официальный запрет на добычу и отлов, а следовательно, и на содержание в неволе всех видов хищных птиц и сов, не говоря уже о краснокнижных видах, в нашей стране введен еще в 1976 году! То есть согласно действующему законодательству, все птицы, которых содержат фотографы, были отловлены и содержатся незаконно!
Беглый осмотр пернатых хищников показал, что у предпринимателей содержатся в основном молодые особи, недавно отловленные на воле или изъятые из гнезд птенцы. Это вполне объяснимо коротким сроком «службы» птиц у фотографов. Отношение к питомцам со стороны их хозяев, мягко говоря, варварское. У всех птиц напильником сточены когти и кончики клювов (чтобы не царапать руки клиентов), лапы растерты до кровавых язв веревкой, которой птицам ограничивают свободу передвижения, перья заломлены и измяты. Практически все птицы выглядят замученными и больными. Никакого гордого блеска в их глазах нет и в помине. На эти печальные создания просто жалко смотреть. Кормят птиц, судя по всему, чем попало, транспортируют в тесных и душных деревянных и картонных ящиках, не особо заботясь о состоянии птицы. Да и зачем, ведь за относительно небольшую плату (по сравнению с доходами) всегда можно заказать нового орла, когда старый совсем потеряет «товарный вид» или погибнет, как объяснил нам один из фотографов. Можно только догадываться о том, сколько птиц уже загублено и сколько еще краснокнижных орлов, сов и других хищников будет отловлено, сколько гнезд разграблено для восполнения все возрастающего спроса.
Остается непонятным, куда же смотрят городские и краевые власти, многочисленные чиновники природоохранного, правоохранительного и других ведомств, в обязанности которых входит бороться с подобными нарушениями. Для чего изданы Красные книги России (2001) и Ставропольского края (2002), приняты природоохранные законы, если охрана редких и исчезающих видов птиц существует только на бумаге, а фактически их судьба никого не волнует?
Все хождения по различным инстанциям города Кисловодска, предпринятые В. Тельповым, многочисленные попытки пресечь подобное возмутительное преступное явление на местном уровне оказались безуспешными. Судьба хищных птиц, занесенных в Красную книгу, властителям оказалась абсолютно безразлична.
И все же мы не теряем надежду, что чиновники соответствующих ведомств наконец вспомнят о своих прямых обязанностях. Все птицы должны быть изъяты и переданы в зоопарки или питомники, а незаконные владельцы – строго наказаны в соответствии с действующим законодательством. Если не будет спроса на птиц, то прекратится и их браконьерский отлов, и разорение гнезд. А иначе в недалеком будущем на Кавминводах можно будет увидеть только одного орла – каменную скульптуру на горе Горячей.