00:00, 17 июля 2004 года

За свет, тепло и воду - готовы отвечать

Почему краевое министерство ЖКХ, строительства и архитектуры стремится как можно быстрее акционировать предприятия коммунального хозяйства, догадаться нетрудно: скоро грядет реформа местного самоуправления. А согласно статье 85 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны до первого января 2006 года обеспечить безвозмездную передачу в муниципальную собственность имущества, находящегося в собственности государственной. К так называемым вопросам местного значения, безусловно, относится электро- , тепло- , газо- и водоснабжение населения. Если же государственные унитарные предприятия удастся приватизировать, в том числе и предварительно преобразовав в межрайонные, как это сейчас спешно делает министерство с филиалами «Ставрополькоммунэлектро», то передать их филиалы в муниципальную собственность уже не представится возможным.

Думаю, к такому шагу подвигли сразу несколько обстоятельств. Это и опасение, что без перераспределения финансов не удастся содержать коммунальное хозяйство края, и привычка командовать из единого центра, и еще ряд весьма спорных мотивов. Но ведь все жалобы на перебои в водоснабжении, на холодные батареи в квартирах, на темень на улицах сыплются на головы местных властей. И федеральные законодатели вполне логично рассудили: объекты жизнеобеспечения необходимо передать муниципалитетам. Чтобы жители твердо знали, с кого спросить за плохую работу тех же теплосетей или водоканала.

Я работал в коммунальном хозяйстве города и района и курировал его полтора десятка лет, прекрасно знаю все беды и проблемы. Александр Николаевич Орешков, вице-премьер и министр ЖКХ, строительства и архитектуры края, прав, когда утверждает, что состояние коммунальных сетей удручающее. Однако он не отвечает на вопрос, насколько улучшились дела в коммунальном хозяйстве после того, как все имущество и ресурсы муниципальных сетей передали в краевые унитарные госпредприятия. Полагаю, тут нечем похвалиться. Например, лет десять назад мы в городе Минеральные Воды и Минераловодском районе сдавали в год по восемь трансформаторных и по три распределительные подстанции, устанавливали наружное освещение на пяти – шести улицах. В последние же пять лет, когда ГУП «Ставрополькоммунэлектро» сосредоточило у себя все ресурсы, оно выделяет своему минераловодскому филиалу средства только на зарплату. Ни одной линии передачи, ни одной трансформаторной подстанции за годы управления энергетикой из единого центра в Минеральных Водах не построено. Поэтому я и большинство моих коллег убеждены: на местах мы лучше управимся даже с такой тяжелой проблемой, как реконструкция сетей.

Не разделяю я и оптимизма руководителей края, будто после акционирования ГУПов в коммунальную сферу Ставрополья устремятся серьезные инвесторы. А если таковые и появятся, то рассчитывать на их чуткое отношение к нуждам жителей не придется. Мы это уже проходили, когда поддались на уговоры и согласились акционировать «Ставрополькрайгаз». Нам сулили богатых инвесторов из Москвы, обещали ускоренными темпами строить внеквартальные сети, подводить газ к отдаленным селам. Где этот «золотой дождь»? Хоть один километр внеквартальных сетей ставропольское подразделение РАО «Газпром» построило? А что касается газификации сел, то тут у газовиков и вовсе разговор короткий: собирайте деньги с населения, с муниципалитета – и флаг вам в руки. Ни глава муниципалитета, ни министр, ни губернатор - не указ акционерному обществу. То же самое нас ожидает после приватизации в крае электроэнергетики, теплоснабжения и водопроводно-канализационного хозяйства.

Что касается нашей территории, то Минераловодский совет решил принять в муниципальную собственность электрические сети и теплоэнергетическое хозяйство. Во исполнение этого решения мы подали иск в суд. До завершения судебного разбирательства, которое мы, несомненно, выиграем, какие–либо действия в отношении этих коммунальных служб запрещены. Относительно водоканала дело обстоит сложнее. У нас общие с Железноводском очистные сооружения и несколько водозаборов, в том числе на других территориях: Кубанский, Малкинский, Юцкий. Поэтому мы готовы договариваться, идти на разумные компромиссы. Хотя будем во что бы то ни стало добиваться бесперебойного снабжения жителей города и района питьевой водой. Так что основная линия муниципальных властей остается неизменной: мы готовы взять на себя всю ответственность за жизнеобеспечение наших сограждан.

Михаил ЧУКАВИН