Отдам племзавод по сходной цене
От славы – к забвению
С одной стороны, цель приватизации благая – повышение эффективности работы, как правило, полуживого предприятия на основе структурной перестройки его экономики. При этом основными способами выступают выкуп арендованного имущества и - в незначительной степени - купля-продажа в ходе конкурса или аукциона, а также акционирование. С другой стороны, неизвестно еще, кому достанется производство и что с ним станется после приватизации. А применительно к агропромышленному комплексу тема эта приобретает стратегическую окраску, ведь речь идет о продовольственной безопасности.
Всего в базовый список объектов, запланированных к приватизации в этом году по стране, включено более тысячи государственных унитарных предприятий. Ожидается, что доход от нее в федеральный бюджет составит около 40 миллиардов рублей. Министерство имущественных отношений РФ твердо намерено к 2006 году предложить рынку все имущество, которое не выполняет государственных функций.
Под номером один в краевом списке идет многострадальный ФГУП «Комсомолец» Кировского района, о судьбе которого мы уже рассказывали на страницах нашей газеты. В свое время племзавод, занимавшийся производством свинины, гремел на всю страну и за ее пределами. Элитное племенное ядро создавалось десятилетиями, причем по крупицам - завозилось из разных уголков бывшего Советского Союза и зарубежных стран. Несколько лет подряд племзавод брал золотые медали на ВДНХ - благодаря богатырским привесам поголовья. С конца 90-х все стало сходить на нет: привесы животных, заработная плата рабочих. Народ потянулся из сельхозпредприятия, которое довели до ручки. Не помогли ни смена руководства, ни иные попытки реанимировать предприятие. Недавно здесь была введена процедура банкротства. На поруки хозяйство пожелал взять один из инвесторов, работающих в крае. Министерство сельского хозяйства РФ сейчас готовит с ним договор аренды земли на определенное время. Но неясно, будет ли толк из всей этой затеи, удастся ли возродить хотя бы десятую часть былого.
Как две капли похожа на «Комсомолец» судьба другого федерального государственного унитарного предприятия - племзавода «Петровский» одноименного района. Арбитражным судом год назад завод признан банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. Здесь договор аренды с инвестором уже заключен. Прошла реорганизация предприятия, которое поменяло и свое название. Теперь это СПК «Прикалаусский». И, судя по оценкам специалистов краевого минсельхоза, дела здесь идут на поправку.
Сам себя не купишь
Стоит заметить, что в прогнозный план приватизации федерального имущества на этот год вошли и предприятия, пока еще выживающие самостоятельно. Одно из них – ФГУП «Ставропольская фирма «Фрегат», занимающаяся выпуском дождевального оборудования и запасных частей к нему. Всерьез обеспокоен судьбой предприятия директор В. Шехонин.
- Говорят, что приватизируют предприятия потому, что они убыточны, - сетует Валерий Иванович. - А мы ни разу не простаивали, начиная с 1996 года. Да, мы снизили объемы до 30 процентов. На этом уровне работаем несколько последних лет. К сожалению, рынок пока большего не требует. Тем не менее и этого вполне достаточно, чтобы платить зарплату и отдавать налоги.
В России осталось четыре предприятия, входящих в систему «Фрегат», причем два из них – государственные: у нас и в Казани. Специалистами замечено, что там, где еще существуют «Фрегаты», значительно выше и сохранность дождевальной техники. К примеру, на Ставрополье осталось 1700 машин. А вот у соседей-волгоградцев, лишившихся такого же предприятия, - около 500, да и те нуждаются в капитальном ремонте. В нашем засушливом регионе, зоне рискованного земледелия, без полива ничего от земли не получишь. Там, где дождевальные машины работают, и урожай побольше. Труновцы, к примеру, сохранили практически весь комплекс установок. Оттого и урожайность здесь – более 50 центнеров зерна с гектара. И Апанасенковский район, где также дружны с мелиорацией, - один из лидеров в крае по производству зерна. Незаменимо поливное оборудование и на кормовых полях, если уж заговорили сегодня о подъеме кормовой базы – первейшего источника возрождения животноводства в целом.
- Беда в том, что нас теперь могут купить, - сожалеет В. Шехонин. - Само себя предприятие приобрести не может, поскольку уже преобразовано из ФГУП в АО. Уверен, что новые хозяева не будут заниматься дождевальной техникой, наладив производство другой, более востребованной рынком продукции, далекой от сельского хозяйства. Это меня и коллектив беспокоит больше всего: у нас десять тысяч гектаров площадей, все оборудование сохранено, а теперь, получается, отдай, по сути, за копейки? Словом, со страхом смотрим, к чему приведет эта приватизация.
Как бы там ни было, процесс уже пошел. ФГУП преобразовано в акционерное общество, завершена регистрация нового по форме предприятия. Как и полагается, будут выпущены акции. Затем, если выйдет окончательное распоряжение правительства РФ, будет назначена дата аукциона по продаже объекта.
Такая же процедура, как пояснили в отделе реформирования АПК и управления государственной собственностью министерства сельского хозяйства СК, ожидает и ОПХ «Изобильненское». Долгие годы хозяйство занималось семеноводством, выращивая элиту и суперэлиту, которая поднимала урожаи в крае и за его пределами, служа залогом продовольственной независимости региона. Агрономы знают, что сортообновление – один из секретов успешного зернового производства, приоритетного для экономики края. Для того чтобы вырастить элитное семя определенного сорта пшеницы, необходимо нянчиться с ним в течение четырех-пяти лет. Семеноводы сходятся в одном: тот, кто купит это хозяйство, наверняка не захочет ждать столько времени, сделает ставку на скорую прибыль. Элитное семеноводство может превратиться в товарное, станет, как говорят специалисты, «однодневкой». Где тогда брать хорошие семена? И это не просто опасения. Подобное уже произошло в специализированных хозяйствах Шпаковского района.
Замыкает пресловутый список подпадаемых под марку приватизации федеральных предприятий ФГУП машинно-животноводческая станция «Бакресская» Нефтекумского района, где также с тревогой ожидают перемен.
В чужой монастырь со своим пакетом не ходят
И если будущее всех вышеупомянутых федеральных предприятий еще под вопросом, то судьба ряда элеваторов Ставрополья уже решена. Их хозяевами стали крупные столичные фирмы и частные предприниматели. В прогнозный план приватизации федерального имущества включен и ряд акционерных обществ с федеральной долей собственности. Среди них – ОАО «Кочубеевский комбинат хлебопродуктов», который Арбитражным судом Ставропольского края признан несостоятельным: недавно в отношении него введено внешнее управление сроком на 18 месяцев. В списке также Зеленокумский элеватор, где федеральная доля собственности составляет 49 процентов.
Складывается такое впечатление, что государство постепенно избавляется от элеваторов и хлебоприемных предприятий. Хотя хлеб всегда был достоянием государства как залог продовольственной безопасности. Теперь же из 33 предприятий этой отрасли на Ставрополье с долей федеральной собственности осталось только три. Это Грачевский, Буденновский и Кочубеевский элеваторы. Предприятий отрасли со стопроцентной долей краевой собственности на Ставрополье нет (по 11 ее процентов присутствует на трех хлебоприемных объектах).
Контрольный пакет акций, находящихся в частных руках, пусть и на тех предприятиях, где есть еще часть государственной собственности, сегодня решает все – судьбу дивидендов, развития самого производства. Новые хозяева могут его продать, заложить, обменять, словом, перестать заниматься хранением зерна. А для Ставрополья - житницы страны, где хранится продукция как государственного, так и регионального фондов, согласитесь, это может обернуться серьезной проблемой.
- К сожалению, подобную тенденцию в крае мы уже наблюдаем, - констатирует начальник отдела координации развития предприятий хранения и переработки зерна министерства сельского хозяйства СК Владимир Немашкалов. – Пример - Незлобненский комбинат хлебопродуктов Георгиевского района. В прошлом крупнейший на Юге России, снабжавший мукой и зернопродукцией треть всего Северного Кавказа и Закавказья. Доведенный до банкротства, он более двух лет простаивает, хотя там 25 процентов акций в федеральной собственности, и ничего нельзя поделать, так как контрольный пакет у нового хозяина, который пока ничего не предпринимает для реанимации предприятия.
Сложная ситуация на Новоалександровском элеваторе, где тоже поменялся владелец. Пакет, принадлежащий государству, в апреле выкупила одна из московских структур и продала другой столичной компании. Сегодня – в самый разгар сезона (!) - элеватор простаивает…
- Сейчас доля федеральной собственности постепенно распродается крупным предпринимательским структурам и частным лицам, - говорит первый заместитель министра сельского хозяйства СК Юрий Белый. - Она уходит на конкурсах, аукционах. Этим занимается Министерство имущественных отношений РФ, а правительство Ставропольского края, к сожалению, никто не спрашивает. По действующему законодательству региональное правительство не может выкупать эту долю акций - запрещено антимонопольным законодательством РФ.
Между тем маховик, раскрученный Минимущества РФ, набирает обороты. В список приватизируемых и продаваемых объектов включаются все новые. В этом году государство планирует выйти из состава всех акционерных обществ, где его доля занимает менее 25 процентов, в следующем - менее 50, а в 2006 году - уже более 50 процентов. Ожидается, что государство полностью уйдет из предприятий химической, нефтехимической промышленности, геологии и сельского хозяйства. Как гласит пояснение минимущества, «в связи с тем, что их деятельность не относится к числу стратегических»...