00:00, 10 июля 2004 года

«Делить портфели» – тоже наука

Не остались в стороне ученые, юристы, политологи и политики. Одни изучают «вечно новую» для России тему, другие рассуждают о судьбах реформ. Обязательно есть и те, кто просто критикует, потому что это ни к чему не обязывает, но создает видимость заинтересованности и причастности к историческому процессу.

Гораздо более сложная задача стоит перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе Ставропольского края, и органами местного самоуправления. Им предстоит не только исполнять новый закон, но в течение так называемого переходного периода создавать условия для его реализации. Необходимо привести в соответствие с принятым законом законодательную базу (внести изменения требуется почти в 200 федеральных законов), отрегулировать вопросы межбюджетных отношений, собственности, границ и статуса муниципальных образований. При этом чрезвычайно важно сохранить преемственность управления, обеспечить правопорядок и не допустить самоуправство.

Вместе с тем в установленный законом переходный период времени жизнь не останавливается. Депутаты представительных органов местного самоуправления, главы муниципальных образований, муниципальные служащие обязаны ежедневно решать проблемы жизнеобеспечения населения. Именно они, как говорили земские деятели в прошлом веке, «несут тяжелое бремя общественных забот».

Именно они, депутаты представительных органов и главы муниципальных образований, как никто другой, заинтересованы в том, чтобы местное самоуправление в России и у нас в крае было действенным и отвечало самой сути этого института общества – наиболее полное удовлетворение интересов и потребностей населения определенной территории, реальное решение его насущных вопросов.

На курсах повышения квалификации глав муниципальных образований, проводимых в Ставропольском филиале Северо-Кавказской академии государственной службы, обсуждались возможные способы формирования представительного органа местного самоуправления муниципального района, предусмотренные Федеральным законом № 131-ФЗ. Помимо изучения и разъяснения его основных положений, важно было узнать, готовы ли главы муниципальных образований к самостоятельному решению по выбору способа формирования органов местного самоуправления муниципального района, как представляют они перспективы организации местного самоуправления на уровне районов. Мнения при этом высказывались разные. Часть аудитории высказала надежду, что им «подскажут, как надо правильно действовать». Другие ратовали за муниципальные выборы: «Наконец-то власть в районе будет выборная». Третьи были против: «Сколько можно выборами заниматься? Депутаты и главы поселений уже избраны, а много ли вопросов они могут решить для населения? Теперь еще и в район новых депутатов выбирать?»

Вот именно, выбирать, вернее, проводить избирательные кампании мы умеем. Что же следует после предвыборных баталий и выборов «победителей»?

Кстати сказать, причины многих сегодняшних бед и «грехов» местного самоуправления в России в том, что реформа его, которая идет, как известно, уже более десяти лет (с 1990 г.), осуществляется по принципу «муниципализации всей страны». После принятия в 1995 году Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главной задачей было определено проведение муниципальных выборов и формирование органов местного самоуправления. О том, как этим органам исполнять свои полномочия по решению вопросов местного значения, задумались спустя два года, когда был принят Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Таким образом, право граждан «избирать и быть избранными» было реализовано в полной мере, а условия для реализации права на осуществление местного самоуправления - весьма ограничены.

В настоящее время подобная ситуация может повториться. Когда читаешь критические замечания к проекту закона Ставропольского края «О некоторых вопросах организации местного самоуправления на территории районов Ставропольского края» (принят ГДСК в первом чтении 24 ию-ня 2004 г.), возникает вопрос о том, что же нам нужно на самом деле: очередные выборы любой ценой или конкретные дела местной власти? Постановка вопроса может показаться не совсем корректной. Однако непонятно, в чем уважаемые критики законопроекта усматривают нарушения Конституции РФ и действующего законодательства.

В соответствии с частью 4 статьи 35 Закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, а также может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В указанном законопроекте предлагается первый способ формирования представительных органов муниципальных районов. Данное положение отвечает требованиям статьи 85 Закона № 131-ФЗ, в соответствии с которой органы государственной власти субъекта Российской Федерации «устанавливают численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований и сроки их полномочий, которые не могут быть менее двух лет, определяют порядок формирования представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных районов…»

Необходимо также учитывать при реализации Федерального закона, что выбор способа формирования представительных органов вновь образованных муниципальных районов осуществляется органами государственной власти субъектов РФ с учетом целесообразности и эффективности закрепления того или иного порядка на территории субъекта.

Ставропольский край является одним из немногих субъектов РФ, на территории которого были сформированы органы местного самоуправления поселений и не было районных муниципальных образований. Депутаты представительных органов и главы сельских и городских муниципальных образований края избраны населением, многие из них уже имеют достаточно большой опыт работы по решению вопросов местного значения. Кроме этого, они высказывают практические предложения о том, как объединить усилия для решения этих вопросов в масштабе всего района. Ведь население и сельских, и городских поселений имеет равное право на достойную жизнь. В действительности же получается, кому как повезет: живешь в городе, там бюджет побольше, есть с кого налоги взимать, там и благоустройство, и культура, и налаженный быт. А если в селе проживаешь, где предприятий нет, инфраструктура не развита, хозяйство в упадке – самоуправляйся, как сможешь, и ни на кого не надейся.

Практика свидетельствует о том, что вновь избранные депутаты всех уровней, особенно если они не имели опыта законодательной и управленческой работы, первое время после избрания начинают разбираться со своим статусом и «делить портфели». Только к окончанию срока полномочий постигают они азы науки управления и осознают, в чем заключаются их функции по представлению (отсюда – представительные органы) интересов населения. Между тем и «портфели поделить» правильно – это тоже наука. Не случайно одной из задач по реализации административной реформы, реформы местного самоуправления определена разработка методики по формированию структуры и оптимизации штатной численности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Совершенно обоснованно в Законе № 131-ФЗ - и соответственно в краевом законопроекте - предусмотрено назначение главы местной администрации по контракту, «заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности».

Сегодня требования времени таковы, что для того чтобы принимать управленческие решения или, как иной раз можно услышать, «вершить судьбы людей», недостаточно быть просто хорошим и уважаемым человеком. Да и «хорошим хозяйственником» быть тоже недостаточно. Меняются экономические отношения, формы и методы хозяйствования, поэтому нужны специальные знания и обладание новейшей информацией в области менеджмента. Без них органы и должностные лица местного самоуправления не смогут исполнять свои полномочия. Взять хотя бы некоторые из них: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов; создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа; принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования…

В связи с этим стоит обратить внимание на то, что государственными образовательными стандартами при осуществлении подготовки специалистов по специальности «Государственное и муниципальное управление» предусмотрено присвоение квалификации «Менеджер».

За долгие годы борьбы за торжество демократии и подлинного народовластия у нас в обществе сложилось убеждение, что на врача, учителя, инженера, артиста обязательно нужно учиться, а вот управлять может каждый лишь по убеждению или желанию.

Остается только надеяться, что участники обсуждения и последующего принятия проекта закона Ставропольского края «О некоторых вопросах организации местного самоуправления на территории районов Ставропольского края» будут руководствоваться не только политическими и личными амбициями, но проявят объективность и твердую гражданскую позицию в отстаивании интересов населения края.

Т. ГОЛУБЕВА