Город как текст
Для кого-то город – это изысканность архитектуры: старина или стильные новостройки. Для кого-то – природа, обилие зелени и цветов, скверики, парки, бульвары. Для кого-то – неоновые огни, возможность «выйти в люди», поскакать-попрыгать на дискотеках, «погудеть» в ночных барах. Для кого-то город – это люди, милые, улыбчивые лица навстречу.
Для лингвиста Клары Штайн, город – это текст. Можно было бы принять это за метафору, за образ, но вдруг оказывается, что город действительно говорит с нами своими зданиями, воротцами и столбиками, заборами, наличниками, прихотливой резьбой по фасаду дома. Кто бы мог подумать, что выражение «разверзлись хляби небесные» имеет прямое отношение к старинным городским постройкам. Оказывается, хляби небесные – не что иное, как своеобразное украшение над окошками – это часть символического «трехчастного мира», небо с запасом воды. Водяной мир изображался старыми мастерами в стилизованной форме женской груди - символа плодородия и процветания. А вот так называемые «сухарики» – прямоугольные штучки в верхней части фасада – это знаки Земли.
Ставрополь – каменный город, не деревянный. («В детстве нам говорили, что камни растут», - вспоминает Клара Эрновна). Каменные дома украшены каменной резьбой. Камень мягкий - резьба грубая, но, как она говорит, «достаточно занятная». Так называемые «солярные знаки», знаки Солнца, - розетки, окружности в окружностях - передают свою энергию жителям дома, так считали его строители. В России и на Украине солярным знакам поклонялись с древних времен, они использовались в качестве оберегов. Славяне любили солнце, связывали с ним свое благополучие. «Мы находили дома, где на наличниках три солнца, триада - это микрокосм, связанный с макрокосмом, вечное возобновление жизни». Часто встречается на домах заходящее солнышко - с опущенными лучами.
Удивительное дело - единение всего сущего подтверждено изысканиями Клары Штайн и художника Сергея Бобылева через такой экуменический момент: солярная символика обнаружена ими на храме Андрея Первозванного, на здании бывшей синагоги и на входе в мечеть. Это лишний раз доказывает: все мы - из одной космической колыбели, родня друг другу, и нечего нам делить.
Дом за домом, постройку за постройкой Клара Эрновна и Сергей Федорович читают как книгу жизни, удивляясь, восхищаясь и недоумевая - почему раньше жили в этом городе и не очень-то обращали внимание на информацию, поступающую к нам из прошлого, от тех, кто жил здесь до нас: «Хозяина дома уже давно нет в живых, но мы разговариваем с ним, общаемся, воспринимая символы, которые дают возможность прочитать быт, устои прежнего города. Это очень важная, значимая система знаков – ведь получается, все мы - и прошлые, и настоящие жители Ставрополя – связаны между собой.
И вот, гуляя по старому городу, читая этот текст, фотографируя, они расшифровывали здесь и там разбросанные фразы, мысли, идеи наших предшественников, снимали слой за слоем. Чувственный слой – каков дом, таков был и его хозяин; функциональный слой – расположение элементов здания, элементов украшения фасада; мифологический слой – дом как крепость – откуда это идет, из каких корней произрастает; философский слой – исходя из каких понятий хозяин выбирал стиль своего дома; языковой слой – слова, связанные с постройкой: дом, хата, хибара, двор, строение, - все имеет свое происхождение.
Краеведческий музей, телецентр, аптека на проспекте Октябрьской революции, 10-я школа, аптека Байгера, масса менее известных зданий – все являет нам приметы этого своеобразного стиля. Однако старый город постепенно разрушается, арки врастают в дома, здания поглощаются пристройками, многие намечены под снос. Вполне может случиться так, что через некоторое время мы окажемся совсем в другом городе – да, современном, из бетона и стекла, но безликом, похожем на все остальные современные города, как брат-близнец. И это будет уже совсем другой текст, читать его будет нам, наверное, малоинтересно.
На заседании семинара «Текстус» «Камень и солнце. Традиционный уклад Ставрополя в семиотической перспективе» Клара Штайн рассказала о своих семиотических открытиях (семиотика – наука о знаковой системе): «Почувствовав дух города, его ауру, оказалось возможным сформулировать для себя приметы собственного стиля города – «ставропольского стиля». Ставрополь – «город креста». Он лежит на возвышенности, на плато, отсутствие реки формирует особые ландшафтные соотношения, особый ритм города. Символ «крест» входит в пласт мифологического. Есть такое понятие «крест реальности» - то есть каждый из нас обращен и вовнутрь, и вовне.
Крест граничит с мусульманским миром, который рядом с нами, и связывает нас со следующим символом – крепостью. А символ степи дает некую перспективу необозначенности пространства. То есть рядом - ограниченное и безграничное, крепость – степь, два символа «ставропольского стиля».
…Всех присутствующих на семинаре неожиданно захватило общее чувство: все стали вспоминать и рассказывать о том, какие ощущения - в далеком детстве или теперь - вызывала у них ставропольская архитектура, ставропольские дворики или сложенные из ракушечника дома. Архитектор Юрий Хоменко сказал, что Ставрополь - город, «уникальный по мистике», а профессор СГУ Людмила Егорова, - что она выросла «в атмосфере камня».
Посмотреть на город другими глазами, вслушаться в его ритм, прочитать страницы его текста… Оказывается, не так уж и сложно почувствовать себя не суетливым современным горожанином, озабоченным добыванием хлеба насущного, а человеком, ведущим диалог с Вечностью, не только читающим свой город как текст, но и действующим в этом тексте как его знак.