Причал для обделенных любовью
В нынешнем году «Причалу» исполняется десять лет, и к юбилею он преобразился. В рамках президентской программы «Дети России» здесь проведен прекрасный ремонт. Но, конечно же, не ради того, чтобы полюбоваться отремонтированными помещениями, съехались сюда специалисты со всего края. В Ипатово создана обширная сеть социальных заведений, накоплен огромный опыт, и директору «Причала» есть чем поделиться с коллегами.
Как сказала начальник Ипатовского управления труда и социальной защиты населения Татьяна Некристова, было дело, сюда в гости коллеги приезжали со своим ксероксом – у Людмилы Свинаренко не только в работе, но и в бумажных делах порядок. Хотя она признается, что оформление иных документов может стать серьезным испытанием. А вообще, из практики - директор должен быть и юристом, и электриком, и механиком, и прорабом, и психологом. Но все это, собственно говоря, неважно для израненных юных душ, попавших сюда в силу разных жизненных ситуаций. Для детей, коим выпала доля родиться в неблагополучных семьях, от воспитателей нужно только одно – понимание. И они его здесь находят.
Новоселы «Причала» первые две недели проходят адаптацию: никаких нагрузок, их элементарно отмывают, обогревают, одевают в чистую одежду, причем многих – впервые в жизни. Потом на медико-психолого-педагогическом консилиуме решается дальнейшая судьба ребенка. Случается, что 17-18-летние имеют за спиной лишь 4-5 классов образования и их приходится оформлять в вечернюю школу, а заодно и обучать с помощью спонсоров какой-нибудь профессии.
Дети по-разному попадают в центр: бегут от родительской жестокости, от конфликтов со сверстниками либо направляются сюда по представлению муниципальных властей. Иногда малолетние беглецы проделывают путь в сотни и даже тысячи километров – бывали здесь «путешественники» из Украины, Башкирии, Калмыкии. А еще, как рассказала Людмила Свинаренко, иногда приходится изолировать их от родителей, у которых ничему хорошему они научиться не могут. Самая удручающая статистика – на отдаленных хуторах и овцефермах. Был случай, когда на одном из хуторов обнаружили семилетнего ребенка безо всяких документов. Их просто не удосужились получить при его рождении. Идея социальных десантов–выездов специалистов различных ведомств в глубинку принадлежит директору «Причала». В год сотрудники центра совместно с другими ведомствами посещают около 150 семей. К сожалению, из каждой десятой приходится изымать детей, чтобы оградить их от спившихся родителей.
В районе около 16 тысяч несовершеннолетних, более половины из них живут в малоимущих семьях. Каждый год около 20 человек лишаются родительских прав. 27 несовершеннолетних состоят на учете в наркологической службе, 132 - в милиции, в среднем подростками совершается 68 преступлений за год. Так что совсем не случайно в районе был создан социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. И если поначалу ежегодно семьям здесь предоставлялось до 80 различных услуг, то в 2002 году их было уже 103, в 2003-м - еще больше. Огромная доля приходится на класс социально-педагогических услуг, что вызывает необходимость либо введения групп продленного дня при школах, либо отделения дневного пребывания для детей из семей социального риска.
Благодаря специалистам центра 260 детей возвращены в родные семьи, 31 – усыновлен или передан под опеку, 94 - устроены в детские дома. Воспитатели радуются, если их питомцы выбирают в жизни верную дорогу, но случается и так, что все труды службы идут насмарку. Работников «Причала» буквально повергло в шок известие о том, что один из мальчишек, возвращенный отцу, вместе с родителем стал заниматься кражами и вместе же оказались они на скамье подсудимых. Другая боль – девушка по имени Олеся. Познав на личном опыте все «прелести» несчастливого детства, она тем не менее бросила двоих своих малышей на 80-летнюю бабушку и умчалась куда-то в поисках удачи.
Конечно же, можно все свалить на злополучные гены и с чистой совестью продолжать работать дальше. Однако, казня себя за возможные просчеты, социальные работники ищут новые пути воспитания своих подопечных. Понравился Людмиле Сергеевне опыт семейных воспитательных групп, нашедший широкое распространение в Волгоградской, Челябинской, Астраханской областях. Хотя и тут новое – это хорошо забытое старое. Ведь еще в 1772 году указом сената был открыт Санкт-Петербургский воспитательный дом, первое в России учреждение общественного призрения. По велению Екатерины II большинство подкидышей, сирот и отказных детей «по отнятию от груди кормилиц и привитию оспы» поступали в семьи к «благонадежным и доброго поведения крестьянам для приучения к правилам сельского домоводства, доколе сами возмужают». Как видим, и проблема, и пути ее решения вовсе не новы.
Применяются формы воспитательных групп и на Ставрополье - их создано уже 14. Предложено рассмотреть подобные варианты и главам сельских администраций Ипатовского района. Хотя, если честно, горькое это занятие – пристраивать брошенных детей.
Проблема неблагополучных семей не является чисто ипатовской или ставропольской. В нашем крае в 1993 году было открыто три социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних, через год их было уже пять (ипатовский «Причал» как раз и есть пятый). Сейчас таких учреждений у нас 26. В целом по России в том же 93-м их было 18, а к 2000 году – около тысячи. И содержание их – дело затратное. Тех денег, что выделяются государством, конечно же, не хватает на нормальную жизнь, а потому, как и в старые времена, приходится, что называется, пускать шапку по кругу – не перевелись еще на Руси добрые люди.
Система социальной защиты детей – дело ответственное и важное, в нем ничего нельзя откладывать на завтра. Чтобы это завтра было счастливым для детей и спокойным для взрослых, выполняющих свою непростую миссию.