00:00, 2 июля 2004 года

Дать своим, чтобы чужие объелись

Власти объясняют сию непопулярную меру ростом цен на электроэнергию, запчасти, горючее и т.д. Есть и еще одна весомая причина: с 2002 года по сегодняшний день муниципальный транспорт недополучил 27,9 млн. рублей в качестве компенсации из бюджетов всех уровней за перевозку льготников. Значительную часть средств, кстати, задолжал своим предприятиям сам город. По словам начальника управления транспорта и связи администрации Ставрополя В. Адаменко, кредиторская задолженность МУП «Автоколонна № 2» составляет 20,5 млн. рублей, троллейбусного предприятия – 49,4 млн. По большому счету, они банкроты. Но, разумеется, ликвидировать их рука ни у кого не поднимется: худо-бедно, но льготников они перевозят, в т.ч. и на дачных маршрутах, где действует 9 категорий льгот. Дачные автобусы «привозят» в месяц более миллиона убытков.

Если к этому добавить факты систематической задержки зарплаты на муниципальных предприятиях, неуплату в течение двух лет взносов в пенсионный фонд, задолженности по медицинским страховкам, то понятно - во избежание бунта мэр Ставрополя просто вынужден был повысить тарифы. А коммерческим автобусам, где бесплатно катаются только ветераны и инвалиды ВОВ, повезло заодно с муниципальными. Ведь ясно, что если для первых оставить 4-рублевый тариф, то на вторых за 6 рублей кроме льготников никто не будет ездить. Думается, коммерсанты уже сказали Д. Кузьмину большое спасибо: разовое 50-процентное повышение тарифа не снится даже таким могучим монополистам, как «Газпром» и «ЕЭС России».

И что самое печальное для нас, пассажиров, сказав «А», власти города вынуждены говорить и «Б»: администрация Ставрополя отправила в комитет по ценам СК расчеты о необходимости повышения до 8 рублей тарифов на перевозки маршрутными такси.

В беседе с корреспондентом «СП» председатель комитета по ценам Ставропольского края Г. Колягин сказал, что «это вопрос не экономического характера»: сегодня маршрутки обеспечены средней рентабельностью на уровне 10%. Совсем неплохо. И, к слову, сами водители не поднимают проблему повышения, как это было, например, в прошлом году. Им хочется, конечно, зарабатывать больше, но «потянет» ли массовый потребитель 8 рублей? Администрация же города, разумеется, заинтересована в том, чтобы у маршруточников был высокий тариф – тогда часть пассажиропотока переориентируется на муниципальный транспорт (в т.ч. работающий на коммерческой основе), который сможет тогда существовать безбедно.

Г. Колягин подтвердил, что расчеты городских властей по маршруткам поступили в комитет по ценам СК, но «пакет документов не полный». Во-первых, неизвестно, кто будет перевозить пассажиров. Сейчас администрация проводит конкурс среди маршруточников, и непонятно, с кем будут в дальнейшем подписаны договора. А при расчете тарифов все важно: какого года машины, какое топливо используют - газ или бензин – и т.д.

Кроме того, по словам Г. Колягина, пока не ясно, будет тариф единым или его величину «привяжут» к протяженности маршрута, как, например, в Краснодарском крае. Сам председатель комитета склоняется ко второму варианту, город – к первому.

Что касается конкурса среди маршруточников, то он, как сообщил начальник управления транспорта и связи администрации Ставрополя В. Адаменко, завершится 10 июля. На 1118 вакансий претендует 1360 автомобилей. Договоры перевозчики будут заключать непосредственно с администрацией города (заказчик услуги – названное управление), а не с посредниками, как было ранее. Каждый перевозчик-победитель будет платить в бюджет города ежемесячно 1000 рублей «на содержание маршрутной сети» и еще 500 – за сервисное обслуживание специализированному предприятию (за медосмотр, техосмотр и т.д.). Есть надежда наконец-то покончить с таким криминалом, как «продажа маршрутов», что нелегально практиковали посредники…

Судя по всему, неопределенность с новыми тарифами для маршруток продлится до конца июля, если, конечно, водители не повысят их самостоятельно, как это уже было в прошлом году. Но такой шаг маловероятен: идет конкурс и вряд ли кто-то захочет рисковать будущей работой.