Александр Черногоров: «Лишь в людях себя познать способен человек»
Я в те годы учился в Кубанском сельскохозяйственном институте, активно участвовал в комсомольской жизни и, конечно же, было остро интересно все, что происходит в стране. Мы с увлечением следили за газетными публикациями, чтобы хоть что-то узнать о новом лидере страны, который, как выяснилось, родился на Ставрополье. Однако пресса тех лет отличалась чрезвычайной строгостью и скупостью в подаче подобной информации. Это позже, в начале перестройки, газеты и журналы были переполнены статьями, где правда мешалась с вымыслом, а грубая лесть с почти непечатной бранью. Одни об Андропове писали, как о «новом Кеннеди», человеке «выделяющемся своей культурой» среди других вождей Кремля; называли его «тайным либералом» и «прагматиком, открытым для политической умеренности и экономических реформ». Другие называли «жестоким убийцей докучливых диссидентов», «палачом Будапешта» и т.д. и т.п.
Есть истина: судите человека по делам его. Но – известно – и реальные дела можно представить по-разному. Поистине, должно пройти немало времени, чтобы приблизиться к честной, свободной от политической конъюнктуры оценке вклада того или иного политического лидера (в данном случае - Ю. Андропова) в историю Советского государства. Что вклад этот был немалый и конструктивный, у меня нет никаких сомнений.
В январе 1984 года Ю. Андропов журналом «Тайм» был объявлен «человеком года». Такой чести его предшественник Леонид Ильич Брежнев (который находился у власти восемнадцать лет) не удостоился ни разу. А Юрий Владимирович руководил государством всего пятнадцать месяцев.
Мои земляки, жители Ставропольского края, особенно Курсавского района, откуда был родом генеральный секретарь ЦК КПСС, следили за его деятельностью особенно пристально. В селе Солуно-Дмитриевском начал работу школьный поисковый клуб, породивший музей, в котором нашли место уникальные экспонаты о жизни и деятельности земляка, занявшего высший партийный пост в стране. Кроме воспоминаний людей, которые знали и общались с Андроповым в детские и юношеские годы, здесь были книги с дарственными надписями классиков советской литературы, таких, как автор «Старой крепости» писатель Беляев; пластинки с автографами известных композиторов, певцов, общественных деятелей; вымпелы, макеты, подарки, присланные из самых разных уголков страны.
К сожалению, пословица «что имеем, не храним, потерявши - плачем» в полной мере относится и к моим землякам. В первой половине девяностых годов после ряда критических материалов, в которых подвергалась жесткой обструкции вся деятельность органов госбезопасности, музей был «свернут». Позже, в 1996 году, когда посещал район, мне рассказали, что бесценные экспонаты свалили в мешки и… Только благодаря усилиям работников районного краеведческого музея им не дали пропасть. Спасенные материалы долго хранились в запасниках. И теперь школьники села Солуно-Дмитриевского взялись восстанавливать музей.
Уделяю этому факту особое внимание не случайно. Дело в том, что именно такие материалы дают возможность выяснить не только политические, но личностные, психологические черты и качества видного политического деятеля. После знакомства с ними отпадает малейшее желание навешивать какие бы то ни было политические ярлыки. С огромным интересом просмотрел их и я. Казалось бы, многое уже знал об этом человеке. Но вот новое открытие. Оказывается, Юрий Владимирович не только интересовался искусством, но и сам хорошо пел, писал стихи, причем хорошие, с безукоризненным чувством стиля, философские и глубокие.
«Мы бренны в этом мире под луной. Жизнь – только миг, Небытие – навеки, Крутится во Вселенной шар земной, Живут и исчезают человеки».
Узнавая подробности личной жизни и быта Юрия Владимировича, более глубоко понимались какие-то его поступки и действия. Думаю, и сегодня мало кто знает, что во время пребывания Андропова в Венгрии машину, где находились члены его семьи, обстреляли. Нервное потрясение сказалось на здоровье жены, которая после этого тяжело заболела и в конце концов скончалась. По мнению Роя Медведева, психологическая травма такого рода стала основой для формирования психологического комплекса. Те, кто хорошо знал Андропова, позже назвали его «венгерским комплексом», имея в виду крайне настороженное отношение генсека к нарастанию внутренних трудностей в социалистических странах.
До сих пор Юрию Владимировичу ставят в вину жестокую расправу с диссидентами. Однако и здесь все не просто. Взять другого нашего великого земляка А. Солженицына, которого в 1974 году насильственно депортировали из страны. С одной стороны – факт негативный. Но есть и другая сторона медали. Сам Александр Исаевич в пору поездки по родным местам после возвращения в Россию в 1994 году говорил в интервью журналистам, что за рубежом он провел самый творчески плодотворный период своей жизни. В американском Кавендише у Солженицына появились такие условия для жизни и работы, каких, конечно же, не было бы в СССР. И кто знает, не будь этих двадцати лет депортации, познакомились бы мы с его эпопеей «Красное колесо», да вообще – дожил ли бы великий старец до 85-летнего юбилея, который он недавно отметил. Есть и другие факты. Известному скульптору Эрнсту Неизвестному именно Андропов помог выехать за границу и тем самым сохранить работы мастера для истинных ценителей искусства. Он же предоставил возможность Евгению Евтушенко в организации его многочисленных поездок за рубеж.
Борьба с оппозиционными силами, обострившаяся в 70-80-е годы, – это та страница истории советского государства, от которой просто так не отмахнешься и которую не выбросишь. Однако, оценивая действия Андропова, как мне кажется, надо отдавать себе отчет, что и на посту руководителя КГБ, и в должности генерального секретаря свою основную задачу он видел прежде всего в охране государственной безопасности. О формировании Западом корпуса «агентов влияния» в подрывных политических целях Андропов сообщал в ЦК КПСС еще в 1977 году. Вот строки только из одного документа:
«По достоверным данным, … последнее время ЦРУ США на основе анализа и прогноза своих специалистов о дальнейших путях развития СССР разрабатывает планы по активизации враждебной деятельности, направленной на разложение советского общества и дезорганизацию социалистической экономики» ( цит. по «Фельд-Почта», Юрий Андропов. Без грифа «секретно» №12 (24) 22.04.04).
Для меня как руководителя края главным в личности Андропова - политического деятеля - является то, что во всех своих начинаниях он оставался государственником. Для него крепость государства была синонимична крепости системы Союза Советских Социалистических республик. Иначе он не мыслил. Конечно, как человек умный и прозорливый, Андропов понимал губительное влияние застойных явлений, происходящих в жизни советского общества. Но для него это были отдельные недостатки, которые необходимо исправлять внутри существующего жизнеустройства. Андропов искренне считал, что всем тем, кто покушается на основы системы, партийной монополии, необходимо давать решительный отпор. В этом он видел свою главную задачу.
Из своего высокого положения он не извлек никакой личной прибыли. На примере отношения Юрия Владимировича к вопросам быта в целом сегодня вполне можно говорить о редком случае цельной личности на службе у государства, когда слова не расходятся с делом. Мне довелось видеть кабинет, в котором работал Юрий Владимирович в годы руководства Комитетом государственной безопасности. Первое, что поразило, - аскетизм обстановки. Стол, жесткий деревянный стул, полки книг, среди которых много литературы, касающейся пограничной службы, и несколько картин художников - маринистов – наверное, дань любви к первой профессии судоводителя. Знаю, что в те годы у работников «органов» было немало привилегий, однако Андропов ни себе не позволял излишеств, ни другим. Малейшие проявления коррупции и стяжательства сурово карались. Попытки использовать возможности, которые давала эта организация, для личного обогащения при Андропове были невозможны. Не зря это качество личности высоко оценили не только профессионалы, но и простой народ, у которого воспоминания об Андропове остались в основном положительные.
А я бы продолжил: Юрий Владимирович стремился сохранить державу, откуда мы все, представители среднего поколения, родом. Кен Джовитт Робсон, профессор политологии Калифорнийского университета, писал: «Если бы Андропов не умер, то мы жили бы еще в Советском Союзе. Конечно, он бы не распустил партию, а начал реформы и посадил бы за решетку коррупционеров и привел бы в партию молодое поколение реформаторов. И они сохранили бы эту систему …» (Цит. из «Известий», «Если бы Андропов», от 10.02.04). Советский образ жизни имел свои преимущества, и я, как сотни тысяч людей, не могу вычеркнуть из биографии страны период, когда мы все были гражданами великой державы, с которой считался весь мир.
В феврале этого года, открывая свою предвыборную кампанию, президент страны В. Путин заявил, что «развал Советского Союза – это общенациональная трагедия огромного масштаба», и, по его мнению, рядовые граждане СССР от этого ничего не выиграли.
Будучи руководителем края, я очень хорошо понимаю курс, который взял Андропов, заняв место руководителя страны. Он вплотную занялся не говорильней и либеральными реформами, а экономикой. В этой деятельности можно выделить два приоритетных направления. Они сочетаются друг с другом и взаимозависимы друг от друга. Это - собственно экономика (как отрасль) и борьба за дисциплину. В обществе «уравниловки», где денежная оценка труда работников практически не зависела от его результатов, наметилось, мягко говоря, прохладное отношение к работе. Сам хорошо помню и переполненные едва ли не целый день «курилки», и «сачков», которые, практически не появляясь на рабочем месте, умудрялись регулярно получать зарплату. В такой обстановке следовало поставить вопрос о дисциплине как самый актуальный. Кроме призывов и лозунгов разрабатывались и вводились различного рода санкции по отношению к нарушителям дисциплины.
Я тогда был молодым парнем и помню, какой эффект вызывали у людей рейды по кинотеатрам, магазинам, парикмахерским, переполненным праздным людом в течение всего рабочего дня. Конечно, сразу же нашлись недовольные. Мол, это - не метод. Но вот что интересно: по прошествии совсем небольшого количества времени большинство решило, что в тех рейдах был свой смысл. Перегибы - тактические, а стратегия выбрана верная. И действительно, наведение дисциплины и порядка позволило приостановить негативные процессы в экономике и даже добиться некоторого повышения производительности труда. Конечно, перелома в экономике такими действиями было добиться невозможно. Требовалась система глубоких экономических реформ. Но, если расценивать их как первые шаги на пути преобразований, то, как мне кажется, они вполне логичны.
Cначала 1983 года на уровне высшего руководства было принято решение об улучшении механизации сельского хозяйства; ставился вопрос об укреплении связей между промышленностью и сельским хозяйством, активном внедрении в производство достижений науки и техники; развитию и поощрению приусадебного и личного хозяйства граждан. Расширялись права предприятий. Вокруг 68-летнего руководителя начал формироваться «штаб» по разработке новых путей экономического развития страны.
Конечно, это были всего лишь наметки возможных реформ. Но и они не замедлили сказаться на результатах. Итоги промышленного и сельскохозяйственого роста в 1983 году повысились. Страна произвела промышленной продукции на 4 %, а сельскохозяйственной на 5% больше, чем в предыдущем году. При этом производительность труда повысилась на 3,5%.
На эти годы пришелся и пик развития бывшего Курсавского, ныне Андроповского района Ставропольского края. Мне рассказывали, что Юрий Владимирович не забыл про свою малую родину. В районе был обновлен машинно-тракторный парк, изменился облик родного села.
В 1984 году Курсавский район переименован в Андроповский. В июне 1985-го на привокзальной площади станции Нагутской, где родился Юрий Владимирович, установлены памятник-бюст и мемориальная доска. В 2004 году жители Андроповского района отметят не только 90-летие своего выдающегося земляка, но и 20-летие присвоения району его имени, а также 80-летие основания самого района.
* * *
Я часто бываю в этих местах, общаюсь с людьми и знаю доподлинно: жители помнят, чтят и уважают память Ю. Андропова. Жизнь и время расставили все по своим местам. Считаю, что это и есть то, что мы имеем в виду, когда говорим о суде истории. Гете принадлежат слова: «Лишь в людях себя познать способен человек». Хочется добавить: и лишь в людях познается ценность человека в пространстве и времени, как это случилось с Юрием Владимировичем Андроповым.