00:00, 11 июня 2004 года

Вылезай, приехали!

Недавно начальник этого отделения А. Павлов направил губернатору А. Черногорову письмо, сообщив, что на территории края находятся два малоинтенсивных участка: Светлоград – Дивное, Светлоград – Буденновск, общей протяженностью 225 км. Объем грузовой работы на них незначителен, а расходы на содержание велики. Убытки железной дороги составили в прошлом году 42,8 млн. рублей (примерно такая же тенденция сохраняется и в нынешнем году). А потому А. Павлов ставит губернатора перед фактом: либо участки дороги закроют, либо край «изыщет источники погашения их убыточности».

И это не пустая угроза: по законодательству железнодорожники имеют право в судебном порядке закрывать убыточные участки, предупредив о своих намерениях региональную власть. Если власть считает нужным сохранить дорогу, то предоставляет компенсацию из бюджета, если нет – вылезай, приехали.

Учитывая, что основными пользователями железной дороги указанных направлений являются хлебоприемные предприятия, без транспортной инфраструктуры по доставке зерна на отправочные площадки рискуют остаться четыре элеватора – Ипатовский, Дивенский, Мокробуйволинский, Благодарненский и два ХПП. Весьма неприятная перспектива накануне уборки урожая.

На состоявшемся вчера совещании в министерстве промышленности, транспорта и связи края эту проблему попытались «утрясти», а звучал вопрос так: «Обеспечение бесперебойного вывоза зерна урожая 2004 года железнодорожным транспортом». Председательствовал заместитель министра В. Камысовский, на совещание также были приглашены представители минсельхоза края, руководители Минераловодского отделения СКЖД, элеваторов, ряда фирм, реализующих зерно.

Сначала начальник отдела минсельхоза В. Немашкалов проинформировал собравшихся, что прогнозы на урожай хорошие – будет собрано не менее 5 млн. тонн зерна, из которых 2-2,5 млн. планируется вывезти за пределы Ставрополья, т.е. продать. И здесь большая роль отводится элеваторам. Но в последнее время у них возникают сплошные проблемы с железной дорогой. По мнению В. Немашкалова, необходимо установить ответственность СКЖД за сохранность и доставку грузов (нередки случаи, когда по пути зерно заметно «легчает»), обеспечить график поставки вагонов. Отдельная тема – тарифы: почему-то для Юга России они одни из самых высоких, а, например, Горьковская железная дорога их даже снижает во время уборки.

Ситуация такова, что сегодня все большие объемы перевозок «захватывает» автомобильный транспорт, хотя считается, что он железной дороге не конкурент. Представитель минсельхоза предупредил, что такая тенденция будет нарастать, если железнодорожники не прислушаются к чаяниям хлебоприемных предприятий.

На совещании поднимался вопрос о деятельности отгрузочных точек непосредственно на железной дороге, некоторые из них работают без лицензии. Коммерсантам эти точки выгодны, поскольку за работу они берут меньше, чем элеваторы. Представитель Благодарненского элеватора «оправдался», заявив, будто на ряде таких точек грузится некачественное зерно и к тому же ворованное.

Железнодорожники хладнокровно отмели большинство претензий элеваторщиков и коммерсантов, ссылаясь на законодательство, а по вопросу снижения тарифов посоветовали обратиться в Федеральную энергетическую комиссию.

«Головную боль» всех элеваторов – подъездные пути – они готовы отдать (продать) пользователям, но в связи с созданием ОАО «Российские дороги» идет процесс регистрации госсобственности, и поэтому вопрос пока не решаем.

Что касается вывоза выращенного зерна, то заместитель начальника Минераловодского отделения СКЖД И. Цыганков заверил собравшихся, что «есть полторы тысячи зерновозов, а это более миллиона тонн». А по поводу малоинтенсивных участков дороги было заявлено: «не хотите закрывать, ищите источники финансирования».

Начальник отдела транспорта и связи министерства А. Щербаков откровенно сказал: «Я мало верю, что бюджет края будет погашать убытки дороги. Значит, нужно решать вопрос с помощью элеваторов. Или им придется настраиваться на другой вид транспорта. Взвесьте все и подумайте…»

Затем железнодорожники раздали руководителям «пострадавших» элеваторов договоры «О возмещении убытков от эксплуатации малоинтенсивных участков «Светлоград-Буденновск», сообщив, что срок на обдумывание дается до 20 июня, после чего нужно будет сообщить о своем решении в министерство. В договорах пока не проставлены суммы, но в п. 2 говорится о возмещении «клиентом» всех убытков дороги.

Каким будет официальный ответ элеваторов, мы скоро узнаем. А неофициально двое руководителей сообщили корреспонденту «СП», что платить не будут. Подобные малоинтенсивные участки есть в каждом регионе, и компенсирует убытки железнодорожникам бюджет. Это делают даже Ингушетия и Калмыкия…