00:00, 29 мая 2004 года

Скажи, как ты относишься к инвалидам…

Но не о тех, которые решают на уроках сложнейшие задачи по математике, пишут сочинения и стихи, становятся инженерами и учёными, писателями и художниками... Я хочу рассказать о детях, боль за жизнь которых навсегда поселилась в сердцах их родителей, - о детях, обделённых судьбой, о тех, кто по каким-либо причинам родился с серьёзными отклонениями в умственном развитии. Поймите меня правильно: я вовсе не собираюсь при этом проводить какие-то параллели между Россией и Израилем. Но я не понаслышке была знакома с этой проблемой у себя на родине. И, может быть, ей каким-то образом пригодится иностранный опыт...

Ближневосточное государство действительно очень многое делает для того, чтобы помочь таким детям наиболее полно использовать свои возможности и достичь максимальной интеграции в общественную и профессиональную жизнь общества. Ответственность за обучение умственно отсталых детей несут работники израильского здравоохранения, психологи, социальные работники и учителя, получившие специальную профессиональную подготовку, а также сами семьи таких ребят, а еще - различные общественные организации. Эта ответственность довольно ощутимая: родителям ребёнка, чья инвалидность определена как 100-процентная, государство ежемесячно выплачивает пособие, а это около 450 долларов плюс 200 долларов для оплаты родителями труда нанятого ими помощника по уходу.

Одна из школ, где учатся и занимаются эти ребята, находится в городе Бейт-Шан. Их возраст с 8 до 21 года. Конечно, 20-летнего юношу уже не назовёшь ребёнком, но израильские специальные программы предусматривают обучение таких детей именно до 21 года.

Все они разделены по группам в зависимости от уровня их развития. Занятия длятся с 8 часов утра до 14 часов и включают в себя уроки по элементарному изучению чтения и письма, математики и компьютера. Есть здесь и урок драмы (именно так он называется в переводе на русский язык) - дети занимаются сценическим искусством. Есть также уроки поваров и хозяек – дети конструируют различные поделки, учатся шить и вышивать, ухаживать за домашними животными. Играют и танцуют они прямо на переменах под руководством своих воспитателей и учителей, которых они, естественно, обожают (потому что эта любовь взаимна), и особенно своего директора - адона (господина) Амнона.

Необыкновенный человек! Будучи слепым, он не только руководит школой, но добился того, что она стала одной из лучших в Израиле. Всех своих воспитанников он различает по голосу и не спутает даже голоса родителей, когда те звонят ему по телефону, чтобы побеседовать о своих детях. Это он придумал занятия конным спортом. У детей ни страха, ни малейшего волнения! Хотя не каждый ребёнок, даже будучи сильным физически и нормально развитым умственно, отважится сесть на лошадь.

А какие праздники устраивают учителя для своих учеников и их родителей! С концертом, угощением. Кстати сказать, здесь одноразовое полноценное и вкусное питание. Плата за обучение совсем незначительная.

А что же дальше? После достижения 21 года воспитанники школы обязательно будут устроены в различные профессиональные мастерские либо в интернаты, где смогут трудиться по своим силам. Государство не оставляет заботу об этих детях на протяжении всей их жизни.

Специально для «Ставропольской правды». Израиль.

Н. МЕРЛИН