Нефтебаронов подозревают в сговоре
Это прежде всего ОАО «Ставропольнефтепродукт» (структура НК «ЮКОС»), ООО «Лукойл-Югнефтепродукт», НК «Роснефть-Ставрополье», на долю которых приходится примерно 65% краевого рынка поставок горючесмазочных материалов. В «черном списке» антимонопольщиков есть и предприятия рангом помельче – ООО «Рокада-Кавминводы», ООО «Ставнефть», ООО «Башойл-КМВ», НК «Кондор», ООО «Флер» и НГК «Ставрополье».
- Статья шестая названного закона, - комментирует ситуацию начальник краевого антимонопольного тер-управления Владимир Рохмистров, - запрещает согласованные действия хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение конкуренции и ущемление интересов других структур.
Речь в данном случае идет о «дружном» росте цен на ГСМ на территории края с начала года, и сам этот факт, конечно, вызвал тревогу и у губернатора А. Черногорова, и у полпреда президента в ЮФО В. Яковлева, которые поручили нам разобраться в проблеме. Собственно, наше теруправление на протяжении длительного периода проводит мониторинг цен, анализируя стоимость ГСМ у поставщиков, оптовиков и в розничной торговле. И, конечно, мы обратили внимание на тот факт, что в конце апреля наиболее крупные компании, продающие нефтепродукты на Ставрополье, одномоментно установили единые очень высокие розничные цены, темпы роста которых в два раза превысили оптовые: 9% против 4,5%.
- То есть налицо сговор?
- Мы подозреваем, что это так, признаки нарушения закона налицо. Поэтому и возбуждено дело, которое комиссия теруправления планирует рассмотреть 3 июня. По делу уже сформирована вся необходимая доказательная база, она опирается на ряд серьезных документов, предоставленных в том числе и краевым министерством промышленности, транспорта и связи.
- Что грозит нарушителям, если комиссия придет к выводу, что ценовая политика на ГСМ в крае действительно носит «согласованный» характер?
- Будет выдано предписание, содержание его разглашать не могу. Но меры предусмотрены самые жесткие, которые мы еще, может быть, никогда и не применяли…
Напомним читателям, что около месяца назад в минпромтранссвязи края прошло совещание, где помимо качества ГСМ обсуждалась и проблема роста цен. Первый заместитель министра С. Березин призывал руководителей нефтяных компаний «умерить аппетит», тем более что идут весенне-полевые работы и впереди уборка. Он предупредил, что на нефтебазах десятки тысяч тонн ГСМ, купленных по «старым» ценам, и недопустимо, чтобы горючее шло по «новым», более высоким. Как сердце чувствовало у первого замминистра: через день-другой все дружно задрали цены…
Вчера в беседе с корреспондентом «СП» С. Березин сказал, что «запасы были столь большие, что нельзя было реализовать их за несколько дней. Антимонопольное управление проверит и этот факт…»
Со следующей недели, по словам С. Березина, прогнозируется очередной виток роста цен на нефтепродукты. (Кстати, с понедельника литр А-76 уже подорожал на 40 копеек, а дизтоплива – на 50). По сведениям, полученным от Астраханского нефтеперерабатывающего завода, отпускная цена тонны дизтоплива повышается на 240 рублей, бензина А-76 – на 690, Аи-92 – на 1120, Аи-95 – на 1470 рублей. Сколько «накрутят» автоза-правочные комплексы, остается только гадать. Поэтому в правительстве края возлагают большие надежды на дело, возбужденное антимонопольным управлением, и моральную (пока) поддержку полпреда президента в ЮФО.
* * *
Р. S. Взбесившиеся цены на нефть на мировом рынке (они скачут в пределах 36-40 долларов за баррель) сказочно обогащают не только нефтяные компании, но и Российское государство, которое не забывает время от времени повышать экспортную пошлину. Недавно она достигла 40%. Эта мера, по мнению госчиновников, должна была стимулировать нефтяников к тому, чтобы больше внимания обращать на внутренний рынок, сократив экспортные поставки. Ничего подобного не произошло. Отечественные нефтепереработчики теперь просто получают сырье по более высоким ценам и компенсируют свои затраты за счет потребителей.