Скелеты в аптечном шкафу
На заседании ГДСК был представлен отчет о деятельности краевого управления по фармации и медицинской технике.
Начальник управления С. Парфейников отметил, что обеспечение лекарственными препаратами населения выходит далеко за пределы узкоспециальной медицинской сферы. Лекарства сегодня – это уже вопрос государственной социальной политики. Поэтому у депутатов краевой Думы возник неподдельный интерес к С. Парфейникову, которого не хотели отпускать с трибуны без малого два часа.
Он рассказал, что Ставрополье может себя считать одним из авангардных регионов России: уже на протяжении ряда лет здесь вырабатывается доктрина обеспечения лекарствами населения, в то время как в других субъектах Федерации по-прежнему главенствует бессистемный подход. В этой связи фармацевтическая отрасль края пытается соблюсти баланс между желанием заработать на лекарствах и социальными потребностями населения.
В подтверждение этого тезиса С. Парфейников подчеркнул, что наценка на оптовую продажу лекарственных препаратов в крае составляет около восьми процентов при допустимых 15, а в розницу лекарства продаются на 25 процентов дороже (можно – до 35 процентов). Было сказано, что на покупку лекарств для одного жителя Ставрополья тратится в среднем 235 рублей в год, в то время как среднероссийский показатель составляет 160 рублей. Край смотрится достаточно оптимистично и на фоне субъектов ЮФО. Стоимость «бесплатного рецепта» (лекарств, которые выдаются на льготной основе) у нас 103 рубля на человека. Примерно столько же тратят и соседи – Краснодарский край, Ростовская область.
Но фармацевтическая сфера имеет в запасе достаточно так называемых «скелетов в шкафу». Именно ими дотошно интересовались краевые депутаты. Лекарственная отрасль в России давно стала лакомым кусочком для тех, кто пытается быстро заработать. (Вспомнить хотя бы нашего земляка экстравагантного миллионера В. Брынцалова и его фармгигант «Ферейн»). На Ставрополье частные компании также активно осваивают рынок. А вот село воротилами от фармации забыто. Невыгодно коммерсантам ставить аптеку на хуторе в три двора - четыре ряда. Именно поэтому, по мнению спикера ГДСК Ю. Гонтаря, следует поддерживать оставшиеся в собственности государства аптеки, способные обеспечить селян лекарствами.
Другой немаловажный вопрос: желание заработать влечет в розничную аптечную торговлю нечистых на руку предпринимателей и, как следствие, массу фальсифицированного лекарственного товара. Власти Ставрополья всерьез озабочены этой проблемой. Не остается в стороне и ГДСК, которая вот уже несколько лет подряд проверяет с помощью контрольно-счетной палаты (КСП) фармацевтическую сферу. Председатель КСП депутат А. Колесников отметил, что фармуправление должно усилить контроль за качеством лекарств и совместно с краевым министерством здравоохранения выработать для этого комплекс действенных мероприятий.
Интересовало депутатов и следующее: будут ли расти цены на лекарства? Ответ, к сожалению, последовал неутешительный. Он был обоснован рядом объективных факторов, но о них вряд ли кто-то вспомнит, увидев цены в ближайшей аптеке.
На заседании Думы также рассмотрено исполнение бюджета Ставрополья в 2003 году. Вопрос не вызвал серьезной полемики. Было лишь отмечено, что правительству края следует внимательней подходить к разработке главного финансового документа. В прошлом году профицит (сверхплановые доходы) составил немногим менее трех миллиардов рублей. Столь значительная сумма наводит на мысль, что качество подготовки документа оставляет желать лучшего. Депутатов также проинформировали о ходе исполнения бюджета в первом квартале года текущего.
В повестке дня стоял вопрос и о депутатских наработках, связанных с Кавказскими Минеральными Водами, по которым не так давно ГДСК провела слушания. Председатель Думы Ю. Гонтарь еще раз напомнил коллегам, что краевой парламент намерен лоббировать интересы курортного региона на федеральном уровне. По его словам, Ставрополье осталось наедине с проблемами региона, несмотря на то, что КМВ имеют статус курорта федерального значения. Цель краевой Думы – чтобы курорты финансировались не только из краевого, но и российского бюджетов. Убедить госвласть в этом должен ряд инициатив, которые предпринимает ГДСК. О результатах, даже предварительных, говорить пока рано, но решимость краевой Думы вселяет некоторый оптимизм.
«Сложным» для депутатов вопросом стал проект краевого закона «О нормативах расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях». Дело в том, что уже действующее законодательство предполагает «подушевое» финансирование образования. Новшество это фактически является смертным приговором для малокомплектных сельских школ, которые, по словам депутатов, просто не выживут. Им не на что будет отапливать, освещать помещения. Встает здесь и ряд других проблем. Дискуссия на эту тему вышла далеко за пределы формулировки вопроса, некоторые народные избранники даже стали вспоминать, как они сами учились в малокомплектных школах на селе и что из этого вышло. Проект закона внесло в Думу правительство края, но депутаты не стали его принимать, решив рассмотреть его еще раз после доработки.
На заседании Думы были также установлены границы ряда муниципальных образований, поддержано обращение членов Южно-российской парламентской ассоциации к президенту РФ об отмене моратория на смертную казнь, приняты поправки в некоторые краевые законы.