00:00, 14 мая 2004 года

Сирень под ногами

Наконец посмотреть школу хутора Зайцева и познакомиться с директором удалось поближе. Приехала я в конце майских праздников, когда небо было ясным и голубым, а школьный двор со спортплощадкой, альпинарием, тополиной аллеей, участком для опытничества светился весенней зеленью и располагал к неторопливой беседе и душевному спокойствию. Однако директор Галина Жулина и завуч Ольга Берюмова были взволнованы.

Тревоги те же, что почти и во всех территориях края. С 1 сентября этого года начинается реструктуризация сельских школ. Для Зайцева это, по слухам, означает, что старшие классы здесь могут закрыть, а десяти- и одиннадцатиклассники будут вынуждены ездить учиться либо в соседнее село Каново, либо в станицу Ростовановскую. Да и вообще многое изменится - не только для детей и их родителей, но и для здешних учителей - некоторые из них могут потерять учебную нагрузку, а то и работу вообще.

Написав, что Галина Васильевна и Ольга Николаевна взволнованы, должна заметить, что духом они тем не менее не пали. Местную школу в районе называют «школой быстрого реагирования». Она такая с самого открытия. До 1998 года на хуторе можно было получить только начальное образование, дети постарше ездили в Каново. Ездила туда и сама Галина Жулина - сперва как школьница, а после окончания Ставропольского пединститута - как учитель географии. В начале 90-х годов обстановка на границе с Чечней усложнилась, в Курской стали пропадать люди, были случаи, когда воровали детей. Именно тогда, по словам Галины Васильевны, на хуторе, чтобы ребята меньше ездили, власти решили заложить среднюю школу. Котлован под нее, который 12 лет назад вырыли, можно увидеть и сейчас. После дождей он обычно заполнен водой и в нем плавают утки и гуси - соответствующую фотографию мне дали с собой на память…

Но в девяносто восьмом все же открыли здесь школу для учеников 5-11 классов. Случилось это довольно неожиданно. В конце ноября Галину Жулину вызвали в отдел образования и предложили стать директором Зайцевской СШ, под которую отдавали пустующее здание детского сада. Галина Васильевна пришла туда, увидела промороженные стены, ободранную штукатурку - и почему-то согласилась. На ремонт выделили... 10 тысяч рублей. Основное, включая перепланировку здания, своими руками и за свои средства сделали родители будущих учеников вместе с учителями. Стояли двадцатиградусные морозы, но в конце декабря школа открылась. Можно сказать, что она - народная. (Кстати, именно тогда познакомились с А. Домановым: он привез в подарок из Невинномысска школьную мебель. Еще один комплект подарила гимназия № 25 Ставрополя…)

Тем больнее сейчас учителям и местным жителям думать о неопределенности ближайшей перспективы.

Жулина любит напоминать своим педагогам об одной статье из «Учительской газеты». В статье рассказывалось о сельской школе в Сибири, где хотели закрыть старшие классы, поскольку выпускников оказалось всего три человека. Но не закрыли - каждый из этих троих был победителем какой-нибудь Всероссийской олимпиады. Еще она любит говорить: мы должны везде участвовать, чтобы доказать, что мы нужны. В Зайцевской «школе быстрого реагирования» много лауреатов разных конкурсов, пусть не всероссийского ранга; в районе и в крае ее действительно хорошо знают. Победы в конкурсах по экологическим знаниям, первые места на слетах ученических бригад, на туристских соревнованиях и т.д.

Вот только вопрос, поможет ли это учебному заведению сохраниться в нынешних условиях. Как и то, что ежегодно 70 процентов выпускников этой маленькой сельской школы поступают в вузы. По мнению Г. Жулиной и О. Берюмовой, «переадресовывать» старшеклассников в близлежащие села нет никакого смысла хотя бы поэтому. Конкурентоспособность зайцевских абитуриентов вполне приличная! Администрация школы не видит в реструктуризации резона еще и потому, что ни в Каново, ни в Ростовановке сегодня нет материальной базы, отличной от той, что есть в Зайцевской школе. Здесь вполне укомплектованы кабинеты, мне с гордостью показали даже прибор под названием «осциллограф», которого ни в какой другой местной школе нет. И учителя в самой замечательной поре - средний возраст 36 лет.

Впрочем, те, кто разрабатывал в Москве проект реструктуризации сельских школ, кроме слов «модернизация», «профильное обучение», упоминают еще и выражение «оптимизация школьной сети». Что попросту означает сокращение расходов. Только говорят об этом как-то стыдливо и в последнюю очередь.

В Зайцеве действительно сейчас в десятом классе лишь 8 детей, а в одиннадцатом - 16. Может быть, содержать их сегодня и невыгодно. Но уже через два года десятиклассников будет 27, идет рост наполняемости и в других классах.

У Галины Жулиной есть еще один довод. Уже нынче, прослышав про возможные перемены, родители будущих старшеклассников говорят, что чем возить ребят автобусами туда-сюда за шесть километров, лучше сразу отправить их в город, в колледжи и ПТУ. Уедут и те, кто после окончания одиннадцатилетки мог бы остаться в селе.

Главную же тревогу Галины Васильевны вызывают дети, которых принято считать неблагополучными. Таких на хуторе немало. В первые годы существования школы старались в старшие классы набирать самых успешных учеников. Потом поняли: нужно брать всех, потому что лишние два года за партой для детей из социально незащищенных, многодетных семей, на самом деле - совсем нелишние. Пусть парень не слишком разбирается в математике или истории, зато он прекрасно поет, занимается спортом, работает в УПБ, участвует в туристских слетах - то есть социализируется в школьной жизни. Как быть с этими ребятами, которые ездить на учебу точно никуда не станут... Что касается автобусного сообщения, то в Зайцеве по прошлым годам помнят его прекрасно: школьный автобус то сломался, то бензина нет.

- Мы духом не падаем, - повторяет Галина Васильевна. В нормативных документах по профильному образованию они вместе с Ольгой Николаевной нашли положение об однокомплектной школе, как раз такой, в которой работают. В ней возможен один профиль – например, естественно-математический. Именно по естественным и точным наукам зайцевские школьники показывают успехи, вузы выбирают соответствующие. Со своими наработками директор и завуч собираются ехать в район, отстаивать будущее учебного заведения.

На вопрос, от чего у нее опускаются руки, Жулина ответила неожиданно. У Зайцевской муниципальной школы нет статьи расходов, чтобы, например, отправить ученика в край на научную конференцию, олимпиаду, соревнования. Нет, кстати, и своего автобуса. В таких случаях день Галины Васильевны начинается в приемной какого-нибудь спонсора. Просить трудно, результат неизвестен, но не хочется обделять детей, которые талантливы не меньше городских.

Спонсоров в сельской местности, как известно, мало. Некоторые все же помогают. Например, казачество, хуторской казачий круг. Начальник строительно-дорожной ПМК Виктор Богаевский… Вообще вокруг школы собираются отзывчивые, любящие детей люди. Один из них, Валерий Диямандиди, недавно ушел из жизни, но вспоминают его здесь с благодарностью и помнить будут долго. Несколько лет назад директор встретила Валерия Николаевича в Курской и пригласила на работу, он тогда занимался в районе туризмом. Кружок в школе вел и когда стал заместителем главы администрации, и когда тяжело заболел. Уже зная свой диагноз и то, что жить осталось недолго, готовил ребят к туристскому слету… Именно с помощью таких людей и родителей учеников Зайцевская школа выглядит так, как она выглядит: все отремонтировано, побелено, покрашено, уютно. Деньги на ремонт крыши помог найти председатель ГДСК Юрий Гонтарь, который однажды тут побывал… Одним словом, это родной дом, гнездо, где любят своих птенцов.

…Когда Галина Васильевна вернулась на хутор с конкурса «Учитель года Ставрополья», придя утром в школу, она ни во дворе, ни на крыльце, к удивлению своему, никого не обнаружила. Толкнула дверь – и обомлела. Учителя и ученики стояли по обе стороны коридора, а пол до самого директорского кабинета был выложен тюльпанами и сиренью. Мне почему-то кажется, что так встречать и так любить могут только в маленькой, на 200 человек, школе...