00:00, 7 мая 2004 года

Против внутренней утечки мозгов

Основным был вопрос о принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления мерах по обеспечению продовольственной безопасности в сфере производства и реализации пищевой продукции на территории Ставрополья. Это связано с присутствием на рынке большого количества продуктов питания сомнительного качества. В данной ситуации, подчеркнул губернатор, обеспечение населения края качественным продовольствием является одной из актуальнейших государственных задач.

В результате обсуждения данной проблемы внесено ряд конкретных предложений, определен комплекс мер, направленных на улучшение сложившейся ситуации, исполнение которых губернатор берет под личный контроль.

Совбез также рассмотрел вопрос «О состоянии работы органов государственной власти и местного самоуправления по предупреждению деятельности деструктивных религиозных объединений». Начальник отдела по вопросам национальностей и взаимодействию с религиозными и общественными организациями управления по обеспечению деятельности совбеза аппарата краевого правительства Василий Шнюков заострил внимание собравшихся на нескольких религиозных течениях, все более набирающих популярность в крае – ваххабизме и иеговизме.

Первый «занесен» на Ставрополье в период массовых миграций из соседних субъектов Федерации, в том числе дагестанскими и чеченскими ногайцами. Социальными корнями этого течения являются безработица и массовое обнищание ногайских, татарских и туркменских семей, произошедшие после крушения колхозной системы. Ваххабиты называют себя приверженцами «исламского коммунизма». Они выступают против, по их мнению, «разложившегося государственного аппарата», «преступной государственной власти». Молодежь привлекает к ним открытое осуждение традиционных имамов, берущих деньги за проведение обрядов, призывы к скромности и социальной справедливости.

Согласно данным правоохранительных органов, весьма солидные средства на «подпитку» ваххабитского актива поступают из-за рубежа. С помощью закордонных исламских центров организуются и выезды за границу «на переподготовку» нужных ваххабитам молодых мусульман, в том числе и из Ставрополья.

Докладчик обратил внимание, что при этом на двух последних съездах мусульман в городе Черкесске представителям края в предоставлении слова было отказано. Более того, в решении съезда, состоявшегося в 2002 году, термин «ваххабизм» в отличие от прошлых форумов, вообще не был упомянут. Зато было включено требование о передаче мусульманской общине города Ставрополя архитектурного памятника «Мечеть».

Анализ ситуации показывает, что если период 2001-2002 годов характерен спадом активности в ваххабитской среде, то, начиная с прошлого года, четко обозначился новый подъем влияния этого течения. В тоже время в столь сложной ситуации муфтий Исмаил Бердиев, отметил докладчик, развернул борьбу за передачу архитектурного памятника «Мечеть» мусульманской общине Ставрополя. Вопрос об этом здании он уже превратил в средство усиления межэтнической напряженности. В свою очередь совет имамов восточных районов края считает, что вопрос о «мечети» рассматривать в нынешней ситуации нецелесообразно. На этой же позиции стоит и Верховный муфтий России Т. Таджутдин. Однако муфтият КЧР с помощью некоторых СМИ продолжает информационную атаку. Одновременно среди мусульман нашего края распространяются листовки с призывом «воспрепятствовать инициативе совета имамов восточных районов края о создании самостоятельного Ставропольского муфтията», -сообщил В. Шнюков.

Он же отметил, что по ряду аспектов наблюдается удивительная схожесть ваххабизма и такого религиозного течения, как иеговизм. Словно они «созданы в одном кабинете». Например, и там, и там мнение общины ставится выше мнения общества и государства. Оба течения щедро финансируются из зарубежных религиозных центров. Порой складывается впечатление, что мы имеем дело с продуктом деятельности зарубежных спецслужб.

Органы власти обеспокоены темпами роста названных общин. Например, в Ставрополе в 1991 году было всего три иеговиста. Сегодня их, по приблизительным подсчетам, около двух тысяч. Российские религиоведы и богословы включают «Свидетелей Иеговы» в разряд «деструктивных культов». Они указывают на экспансионистский характер вербовки новых членов и пропаганды учения, на жесткий контроль сознания и поведения членов общины, на постоянное психологическое давление с целью породить неприятие существующих культурных ценностей; выработать у единоверцев стремление порвать общественные связи, именуют общество «миром сатаны». В общине установлены абсолютная власть вышестоящих органов управления.

Иеговизм, свободно действующий в крае, культивирует отказ от исполнения гражданских обязанностей, в частности, от службы в армии; подстрекает членов общины к продолжению своей деятельности даже в случае признания таковой органами юстиции и правопорядка противозаконной; посягает на целостность семьи, формирует неуважительное отношение к государственным символам – флагу и гимну, запрещает своим приверженцам отмечать государственные праздники, создает потенциальную угрозу для жизни людей, запрещая верующим и их детям прибегать к переливанию крови.

Так, например, в Буденновске пять верующих семей запретили своим детям делать профилактические прививки. В Александровском районе по религиозным соображениям некоторых родителей дети не ходят в школу. В Арзгирском районе есть примеры распада семей – дети потеряли отцов, не пожелавших принять веру своих жен.

Особо тревожно деятельность иеговистов связывается с законом «Об альтернативной гражданской службе». В ряде населенных пунктов, начиная с 2000 года, ни один иеговист не пошел служить в армию. Можно предположить, что некоторые молодые люди, пытаясь уйти от исполнения долга, вступят в иеговистские общины.

Начиная с 90-х годов, на территории края активно действуют иностранные миссионеры иных зарубежных религиозных организаций – это «Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней», «Церковь Объединения Муна», «Южная баптистская конвенция», «Международная организация религиозной свободы» и другие. Отмечено, что под бдительным присмотром миссионеров-иностранцев находится студенческая молодежь.

- Мы много говорим об утечке мозгов, имея в виду отъезд за рубеж талантливых специалистов. Но есть и другая утечка мозгов, внутренняя, и поэтому более опасная. За будущим нашей страны охотятся сектанты. Так, выявлены факты сотрудничества миссионеров со студентами Ставропольского государственного университета, Северо-Кавказского государственного технического университета, Пятигорского государственного лингвистического университета. Студенты становятся членами нетрадиционных религиозных общин, курируемых зарубежными религиозными организациями, - заявил В. Шнюков.

А. Черногоров отметил, что рассматриваемый вопрос весьма актуален и значим. В отличие от ряда стран Западной Европы – Испании, Германии и других, где осуществляется активная государственная политика в отношении тоталитарных сект, современная Россия до сих пор не вполне осмыслила угрозу общественной и личной безопасности, идущей от новых «духовных учителей». Управлением ФСБ РФ по Ставропольскому краю неоднократно выявлялись иностранные духовные деятели, которые, помимо религиозной деятельности, занимались сбором информации в интересах иностранных спецслужб и организаций.

Деятельность некоторых деструктивных религиозных организаций способна поставить под угрозу и экономическую безопасность региона. Так, представители «Церкви сайентологии» одной из своих задач ставят внедрение методов своего вероучения в сферу крупного и среднего бизнеса.

Совет по экономической и общественной безопасности отметил, что противодействие деструктивным силам требует системного подхода. Необходимо уничтожать социальные корни нетрадиционных для России и опасных для общества религиозных и псевдорелигиозных течений, а это и низкий уровень жизни значительного слоя наших людей, безработица, недоработки и ошибки органов власти, коррупция, высокий уровень преступности.