Цыгапан для Носорога
Если помнит внимательный читатель, на эту тему наша газета уже не раз выступала, повествуя о печальной доле единственного в крае театра для детей. Год назад здесь начался было ремонт, но финансовый ручеек иссяк быстро, а больше в федеральном бюджете средств пока не выделено, в крае денег тоже не нашлось, вот и живет здание даже в худшем виде, чем до ремонта. Потому что, если б вы видели, где теперь приходится проводить репетиции, готовить и хранить декорации, костюмы, кукол и прочий реквизит (значительная часть помещений законсервирована до лучших времен), вы бы разделили наши «предпремьерные» чувства. Страшновато, знаете ли, находиться среди треснувших стен, покосившихся оконных и дверных проемов… Однако вернемся к премьере.
Не перестаю удивляться человеческому и профессиональному упорству (или фанатизму в хорошем смысле слова?) коллектива, продолжающего здесь жить и работать. Да и куда деваться-то?.. Наиболее просторную и относительно безопасную комнату на время показа привыкшие к спартанским условиям кукольники оборудовали под мини-зал с мини-сценой соответственно. Публики набралось человек тридцать, больше просто не хватило места. Предваряя спектакль, постановщик попросил «зал» быть снисходительным к тесноте и по возможности представить себя в более широком пространстве. Впрочем, этого можно было и не говорить, ибо здесь собрались люди, вполне понимающие ситуацию. К тому же это была самая настоящая премьера самой настоящей чудесной сказки с простым и одновременно загадочным названием «Носорог и Жирафа». По пьесе немецкого автора Ханса Гюнтера ее поставил главный режиссер театра Григорий Гольдман, выступивший также в качестве… композитора. Оформление – плод фантазии Ирины Уткиной, аранжировка мелодий – Олега Щербина.
Пересказывать сказку – дело непродуктивное, ибо незамысловатый сюжет здесь, безусловно, рассчитан на самого маленького зрителя, которому важны не столько происходящие события, сколько сама волшебная атмосфера, присущая этому виду искусства. Если бы можно было так сказать, сказку делали актеры-люди и актеры-куклы. Сменяя друг друга, они показали простую, но весьма драматичную историю отношений двух главных героев – Жирафы и Носорога. Совершенно очаровательные куклы (марионетками их назвать язык не поворачивается) олицетворяли собой по сути Идею спектакля: все мы очень разные, что не мешает нам любить друг друга. А гармония наших отношений основывается на вечной как мир истине о том, что каждый должен оставаться самим собой. Что никакой даже самый даровитый волшебник не способен привить эту гармонию искусственным способом. Попытки «великого ученого» доктора Марабу, которого с юмором играет Евгений Колбас, привести персонажей «к общему знаменателю» оканчиваются крахом. Никакими чудодейственными лекарствами невозможно сделать одинаковыми Жирафу и Носорога, как и всех нас. Даже если на столе сказочного эскулапа будет миллион пузырьков и флаконов с разными таблетками и микстурами.
Кстати, о лекарствах. Понимаю, что вас, как и меня, современная фармация уже «достала», начиная с ненавязчивой рекламы чудо-препаратов и заканчивая космическими ценами на оные. Но здесь, на кукольной премьере, вдруг обнаружилось прямо-таки судьбоносное попадание в нашу нынешнюю правду жизни. Среди прочих флаконов доктора Марабу на первом плане я с невольным изумлением увидела те, на коих крупными буквами значилось – «цыгапан». Если кто не знает, поясню: этот пресловутый цыгапан, предлагаемый его творцами с раздражающей активностью, уже давно развенчан отечественной медициной как образчик откровенного шарлатанства. Ну разве не примета времени: продукт надувательства – в качестве реквизита доктора Марабу с его фантастическими и бесплодными «научными изысканиями»? Кукольники говорят, что это вышло совершенно случайно, взяли те флаконы, что попали под руку. Но мне эта случайность представляется, извините, почти мистически-провидческой… Сколько таких вот докторов марабу с «чудодейственными цыгапанами» окружают нас с вами в реальной жизни!
Разумеется, в сказке все, как и положено, закончилось хорошо. Герои в результате осознали, что «все по-своему прекрасны», что «ни нос, ни рот, ни красота не стоят в жизни ни черта», и что решить твою судьбу не может доктор Марабу, а только ты сам. Немногочисленная, но чрезвычайно душевная публика благодарила создателей этого чуда за доставленные минуты подлинно детского счастья общения со сказкой. Заслуженные аплодисменты принимали актеры Рашид Темниханов, Ирина Нилова, Елена Безуглова, Евгений Колбас, как накануне их напарники, исполнители тех же ролей – Иван Герасименко, Светлана Гниденко, Елена Шутенко, Павел Сажнев, Лада Свиридова. Обе части «зала» смешались в одну радостно улыбающуюся группу, поздравляя друг друга с еще одной замечательной работой. Никто в этот момент пока не задумывался над проблемой, как и где эта сказка будет существовать дальше. Не хотелось портить праздник.
Жизнь, однако, все же внесла свои «коррективы». Кукольников попросили задержаться для небольшого собрания, на повестку дня коего от имени министерства культуры края был вынесен вопрос об участии в объявленном благотворительном марафоне «Спешите делать добро». Вроде бы обычное для наших дней дело. Но здесь, среди этих «руин», да еще в минуты особой творческой радости предложение свыше о перечислении в фонд акции однодневного заработка коллектива театра прозвучало, признаться, издевательски. По сути дела, бедным предложили помочь еще более бедным. Они и не возражали. Здесь хорошо понимают цену милосердия. Вот только почему опять всех нас пытаются причесать под одну гребенку? Артисты, декораторы, костюмеры готовы провести акцию в доступной для них форме – показать бесплатно спектакль в детском доме, например. Но им продиктовано иное условие «добра». Им, которые сами нуждаются в помощи. Почему не объявить в крае благотворительный марафон в пользу театра кукол? Эта фраза, прозвучавшая на собрании, четко отражает ситуацию, в которой вынуждены жить люди, делающие добро ежедневно, ежечасно. А сколько могли бы они сделать для ставропольских ребятишек в полноценно действующем, отремонтированном театре!
Кукольники единогласно проголосовали в поддержку объявленной акции… Общее приподнятое настроение заметно упало, осталась одна усталость.
На днях группа актеров театра выехала в Элисту на международный фестиваль театров малых форм со спектаклем «Лиса и Медведь». Можно не сомневаться – они вернутся обязательно с дипломом и призами, как это бывает ежегодно на всех подобных фестивалях и конкурсах, в которых участвуют ставропольские кукловоды. Уровень их мастерства высоко ценится на российском уровне. Когда же его достойно оценят на родном Ставрополье?