Длинный рубль пахнет нефтью
Причем цены, по словам первого заместителя министра промышленности, транспорта и связи края С. Березина, «были повышены одновременно». Эта информация прозвучала на состоявшемся в минувший четверг совещании минпрома, куда были приглашены руководители крупных предприятий, обеспечивающих край нефтепродуктами, представители государственных контролирующих и правоохранительных органов, министерства сельского хозяйства СК. Речь шла о контроле за качеством реализуемых нефтепродуктов и ситуации с поставками ГСМ для села.
- Я понимаю, - сказал С. Березин, - что произошел рост цен заводов-производителей, но ведь многие ставропольские нефтяные предприятия запасли большое количество топлива по старым ценам, а реализацию ведут по новым…
Он предостерег их от бездумного повышения стоимости ГСМ, напомнив, что есть поставщики из соседних регионов, которые при определенных обстоятельствах смогут более дешевой продукцией «отвоевать» себе место на ставропольском рынке. Правда, от этого край вряд ли выиграет: лучше контролировать своих реализаторов, чем чужаков, не гнушающихся продажи фальсифицированных горючесмазочных материалов. А случаи реализации прямогонного бензина, «облагороженного» различными присадками, к сожалению, довольно часты на Ставрополье. В результате страдают крестьяне, которые гонятся за дешевизной: техника из-за «левого» топлива быстро выходит из строя.
Заместитель начальника отдела технической политики минсельхоза края В. Шрамов проинформировал, что на завершение весенне-полевых работ и уборку урожая сельхозпредприятиям необходимы 60 тыс. тонн дизельного топлива и 21 тыс. тонн бензина, запасы же хозяйств составляют 21,5 тыс. тонн солярки и 5,1 тыс. тонн бензина, т.е. 30% от требуемого. Учитывая рост цен на ГСМ, нетрудно предположить, что у слабых хозяйств (которых в крае большинство) возникнут серьезные проблемы с обеспечением ГСМ.
Между тем запасы топлива есть, поставить ГСМ в любой момент готовы краевые филиалы нефтяных компаний «ЮКОС», «Лукойл» и «Роснефть», с которыми правительство СК заключило соответствующие соглашения, но вопрос опять-таки упирается в деньги.
Названные компании доминируют на краевом рынке, но в целом картина реализации ГСМ создает впечатление о наличии конкуренции. На Ставрополье более 400 организаций занимаются сбытом нефтепродуктов, их ежегодные поставки составляют более 1 млн. тонн. Технику обслуживают более 800 заправочных станций и комплексов. При таком количестве АЗС, конечно, трудно в полной мере их контролировать, и все чаще, как сказал С. Березин, поступают жалобы потребителей на неудовлетворительное качество горючесмазочных материалов, недолив и т.д. (Кстати, без нарушений не обошлось даже у такой добропорядочной компании, как «Лукойл», к которой у контролирующих органов были претензии и в поза-прошлом, и в прошлом году).
В 2003 году было проведено 650 проверок предприятий, реализующих ГСМ, выявлено 450 нарушений, забраковано 700 тонн нефтепродуктов. Примерно такая же тенденция и в первом квартале нынешнего года.
Если говорить о фальсифицированном горючем (а представители крупных компаний на совещании гарантировали, что их поставщики строго следят за качеством), то можно предположить, что каналы из Чечни и Дагестана, где процветают кустарные заводики, по-прежнему работают. Но ведь это горючее не с неба сваливается, значит, его втайне покупают и реализуют некоторые краевые АЗС, даже если они принадлежат известным компаниям.
Начальник ФГУ «Управление госэнергонадзора по Ставропольскому краю» А. Желтиков привел такой пример: в марте при проверке ООО «Микрон» (г. Лермонтов) в реализуемом бензине были обнаружены большие примеси свинца, партию запретили продавать, но при повторной проверке выяснилось, что это топливо ушло на другие АЗС Кавминвод. Разумеется, последовали штрафные санкции, но, как заметил А. Желтиков, «величина штрафов несоизмерима с выгодой от продажи некачественных ГСМ». С апреля 2003 г. госэнергонадзором выявлены 123 организации, у которых отсутствовали лицензии на хранение газа и нефтепродуктов.
Другой наиболее часто выявляемый «грех» – недолив топлива на АЗС. Типичный случай, о котором рассказал заместитель генерального директора ФГУ «Ставропольский ЦСМиС» В. Касторнов: у ООО «Юг-1» при проверке «врали» все три топливораздаточные колонки. Первая недоливала 130 миллилитров, вторая – 140, третья – 150. За это штраф всего пять минимальных размеров оплаты труда, а сколько колонки «заработали»?
На многих нефтебазах и АЗС, по словам В. Касторнова, отсутствуют лаборатории для экспресс-анализа топлива (он напомнил собравшимся о необходимости заключить договоры на испытание нефтепродуктов с аккредитованной лабораторией ЦСМ), а договоры на поверку резервуаров нефтехранилищ реализаторы ГСМ по известным причинам предпочитают заключать с частными структурами.
На совещании выяснилось, что штрафы штрафами, но ни одна из контролирующих организаций почему-то не воспользовалась своим законным правом – подать представление в Минэнерго РФ о лишении лицензии недобросовестных реализаторов нефтепродуктов. Между тем это самый мощный рычаг воздействия.
С. Березин дал понять, что намерен широко пользоваться этим рычагом, и выразил готовность «подкреплять» представления ЦСМ и госэнергонадзора в Москву сопроводительными письмами минпромтранса края. «Серьезно накажем нескольких, - сказал он, - другим неповадно будет».
Давно назрела и необходимость более тесной координации усилий контролирующих органов. Ведь порой доходит до абсурда: например, госэнергонадзор, полагая, что на той или иной АЗС или нефтебазе реализуются некачественные ГСМ, берет пробу, первичный анализ подтверждает худшие подозрения, но, чтобы подтвердить их, необходимо заключение аккредитованной лаборатории ЦСМ. То есть одна государственная организация должна платить другой. А где деньги?
Или еще любопытный вопрос, звучавший на заседании: куда деваются забракованные (700 тонн - не шутка) нефтепродукты? Внятного ответа на него получено не было, но нетрудно догадаться…
Первый заместитель министра промышленности, транспорта и связи края С. Березин намерен «подружить» контролирующие органы для совместной работы, поскольку делить им нечего. Он попросил представить в ближайшее время план совместной работы, а также предложения по отзыву лицензий на реализацию ГСМ.
Не исключено, что по итогам совещания будет создана структура, объединяющая добросовестных реализаторов нефтепродуктов, которым дорог свой имидж. Такая идея, судя по обещанию С. Березина, будет поддержана министерством.