00:00, 23 апреля 2004 года

Где мы, а где Япония?! И все же...

Cогласитесь, довольно необычный факт. Во-первых, потому что молодой журналист выбирает такую неординарную тему для диплома, а во-вторых, потому, что этот труд начинающего ученого (а у нас есть основания считать автора таковым) получил столь высокую оценку и такую рекомендацию. Наташу Суханову мы узнали еще студенткой, когда ей довелось проходить практику в «Ставропольской правде». Уже тогда было видно, какой это вдумчивый, основательный, интересно мыслящий человек. И уже тогда намечался ее исследовательский интерес к истории православия на Востоке. Мне, человеку, не первый год пишущему по этой тематике, это, разумеется, близко. Но куда важнее вот какой напрашивающийся вывод: по-видимому, не прошли для нашей страны даром последние десять-пятнадцать лет провозглашенного духовного возрождения, если от простого любопытства пассивных атеистов мы продвинулись к активному осмыслению вопросов веры, истории религии, как несомненной составляющей любой национальной культуры. А еще мне кажется примечательным, что у Н. Сухановой распространенный и отчасти модный среди современной молодежи новый виток интереса к Востоку выразился не в освоении приемов каратэ (хотя и это бывает нужно), а преломился через вот такое причудливое сочетание – православие и Япония.

Казалось бы, где мы, а где Япония?.. Страна загадочная, умудряющаяся и в век Интернета оставаться во многом закрытой, крепко и небезуспешно обороняющей свои традиционные ценности и устои от «тлетворного влияния Запада». Но вот поди ж ты, удалось в далеком теперь уже ХlХ столетии русскому миссионеру Николаю Касаткину и его соратникам проникнуть сквозь стены этой восточной твердыни. Правда, первыми христианами, появившимися в островном государстве, были в ХV веке португальцы и испанцы, но к исходу века ХVll они оказались оттуда изгнаны. Зато после установления дипломатических отношений с Россией в 1858 году началось продвижение в Японию православия. И два года спустя туда отправился студент Санкт-Петербургской духовной академии Иван Касаткин, будущий святитель Японии…

Нам сегодня как-то даже забавно читать такие строки: «Тогдашние японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христиан – как на злодейскую секту, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи…». (Ну прямо «аум-сенрикё» наоборот!) Понятно, каково приходилось в такой обстановке миссионерам. Шаг за шагом описывает автор поистине необыкновенную историю духовного освоения абсолютно чужой культуры этим удивительным человеком, одаренным исследователем, оратором, наставником. Потребовалось немало сил, терпения, целеустремленности, чтобы «только на четвертый год отец Николай смог обратить в православие первого японца. Им стал буддийский жрец Савабе»…

Но, конечно же, не один лишь, прошу прощения, «технический» процесс обращения японцев интересует автора этой книжки. Сто крат важнее активно начавшееся взаимопроникновение двух культур. То, например, как к отцу Николаю «…стали приходить японцы, которые просили обучить их русскому языку». И вот уже совсем иной народ предстает нашему взору, как пишет о. Николай: «Взгляните на этот живой, кипучий народ. Он ли не достоин быт просвещенным светом Евангелия? Желание просвещаться, заимствовать от иностранцев все хорошее проникает его до мозга костей…». Вот вам и «злодеи» с «чародеями», вот вам и закрытая страна!

Помимо исторически важной фигуры отца Николая Касаткина, в исследовании Н. Сухановой предстают перед нами и такие видные его последователи, как отец Анатолий (Тихай), Вениамин Сартов, иеромонахи Киево-Печерской лавры Моисей (Костылев) и Евфимий (Четыркин)… А в 1879 году ряды миссионеров пополнила женщина – Мария Александровна Черкасская, ставшая учительницей японских девочек. Строительство первого православного храма в Японии, открытие духовной семинарии, повседневное общение с местным населением всех социальных слоев – деятельность миссонеров была чрезвычайно многообразной. И столь же многообразны ранее неизвестные нам с вами, читатель, факты, наполняющие работу Н. Сухановой. Оказывается, в Японии церковь, так же, как и в СССР, всегда находилась под жестким контролем государства. Оказывается, после Второй мировой войны японская православная церковь пережила период раскола и весьма болезненных противоречий под влиянием американской оккупации Японии. Оказывается, японская православная церковь с начала 70-х годов ХХ века строила свою деятельность… по пятилетнему или десятилетнему планам! Оказывается, количество православных в Японии сегодня исчисляется примерно 30 тыс. человек. Оказывается, на территории Японии есть даже действующий православный монастырь Святой Софии в префектуре Тиба…

Вот какую книгу – первую в своей начинающейся научной практике – создала наша землячка Наталья Суханова. Пока ее работу можно найти, пожалуй, только в Москве, да и то с трудом (тираж, как нынче водится, невелик). Но не вызывает сомнений то, что пройдет еще какое-то время и мы вновь услышим имя этой талантливой девушки, избравшей для своих исследований такую непростую тему. И то сказать: где мы, а где – Япония?!