00:00, 21 апреля 2004 года

Собиратели, исследователи и… поэты

Организатором и учредителем выступило министерство культуры Ставропольского края. При этом ставилась цель – выявить наиболее талантливых музейных работников, поощрить их творческие устремления, укрепить профессиональные связи в области музейного дела в крае. Основными номинациями были избраны шесть направлений: «Экспозиционно-выставочный проект», «Образовательная программа», «Музей и наука», «Музейная коллекция», «Инновации в музее», «Музей в структуре общества». Приняли участие десять коллективов, причем ведущие краевые учреждения – музей изобразительных искусств и краеведческий им. Г. Прозрителева и Г. Праве представили по нескольку проектов. Это и понятно, кому же, как не им, и задавать тон. Тем большего уважения заслуживает смелость ряда «малых» сельских музеев вступить в творческое состязание с мэтрами. Причем в этом не всегда равном по возможностям состязании «младшие братья» выглядели очень даже неплохо. Во всяком случае, защита проектов, проходившая в зале Ставропольского краеведческого музея, показала: интересно мыслящие профессионалы могут найти себя и в небольшом сельском музее, проявляя лучшие качества неутомимого собирателя, вдумчивого исследователя, талантливого организатора. А уж вдохновению многих музейщиков могут от души позавидовать даже поэты.

Ну, согласитесь, разве не вдохновением продиктованы уже сами темы представленных проектов, например – «Родимая сторонушка», «Война, народ, Победа», «Сладкая сказка»… Замечательное название дали своей разработке в Балахоновском историко-краеведческом музее, где очень многого делается для того, чтобы дети росли с чутким осознанием «родимой сторонушки» – малой родины, своего села, его истории, чтобы жила в каждом память предков, чтобы не угасал интерес к родовым корням. Представлявшая проект директор музея Надежда Семёнова дополнила рассказ поистине трогательным видеоматериалом – записью выступления девчушки, написавшей биографию своей прабабушки, которой выпало испытать и раскулачивание, и фашистский концлагерь… Семейное предание в устах ребенка звучит как-то особенно пронзительно, да и сам ребенок наверняка запомнит на всю жизнь вот это собирание фамильной старины, ее неповторимый колорит, живую, кровную силу родства и связи поколений.

По-другому, через краеведческие исследования, строят свою работу опять-таки с детьми и студенческой молодежью в Кисловодском историко-краеведческом музее «Крепость». Начав с городских научно-практических конференций учащихся, сотрудники музея пришли к деловому партнерству со школами и вузами, привлекая ребят к самостоятельному изучению истории края, региона, но с активным «освоением» музейных фондов. «Теперь уже люди пошли к нам целенаправленно, осознанно», - говорит директор музея Сергей Лузин. Как, например, студенты, которым затем предстоит работать в туристических фирмах Кавминвод: проводя сегодня пока небольшие экскурсии по «Крепости», они приобретают первые практические навыки избранной профессии. А музейщики тоже выступают в необычной для себя роли педагогов – ведут в течение учебного года лекторий для 5-6-классников «Школа краеведения». И это еще не все. Как интересно – и полезно! – проходят здесь краеведческие слеты и ралли, турниры знатоков памятных дат истории – тема отдельного разговора. Думается, не случайно «Образовательная программа» музея «Крепость» принесла коллективу третье место в нынешнем профессиональном конкурсе.

Как не случайно обладателем второго места экспертным советом конкурса признана работа Ипатовского районного краеведческого музея «Война, народ, Победа», представленная в номинации «Музейная коллекция». Поистине самоотверженной можно назвать поисковую работу его директора Татьяны Колбасиной, сумевшей спустя 60(!) лет после Великой Отечественной войны отыскать по селам района без преувеличения уникальные материалы этого периода. И не просто отыскать (а поиск вообще-то продолжается), но подобрать именно коллекцию, где все предметы, материалы и документы составляют единое тематическое целое, способное стать полноценной, выразительной экспозицией.

Лучшим из представленных проектов стал «Вымпел» Ставропольского краеведческого музея им. Г. Прозрителева и Г. Праве в номинации «Экспозиционно-выставочный проект», автор – заместитель директора по научно-просветительской работе Людмила Феоктистова, завоевавшая, таким образом, титул «Лучший музейный работник года-2003». Фотоэкспозиция из 250 снимков «ХХl век – жизнь без страха», приуроченная к 20-летию спецподразделения «Вымпел», как нельзя полно и точно отражает содержание и дух нашего времени, а герои ее – реальные люди. Их имена долгие годы оставались засекреченными, а теперь музейщики открыли нам удивительные судьбы и события. Сделав это и познавательно, и тонко, и выразительно.

Помимо призеров, все без исключения участники конкурса продемонстрировали замечательно умные, интересные проекты. Будь то воссоздание облика русской усадьбы ХlХ века коллективом мемориального музея художника Н. Ярошенко в Кисловодске или осмысление развития художественного процесса на Ставрополье сотрудниками краевого музея изобразительных искусств в проекте «Достояние», буквально «на пустом месте» сделанные энтузиастами литературно-музыкального музея «Дача Шаляпина» блестящие, завоевавшие популярность на общероссийском уровне «Шаляпинские созоны» или глубочайшая по собранному материалу историко-этнографическая экспедиция Ставропольского краеведческого музея в станицу Темнолесскую… Все участники будут отмечены грамотами министерства культуры края, сказал замминистра В. Лычагин. Но не только премии, дипломы и грамоты стали итогом первого профессионального конкурса музейщиков, хотя получать призы, конечно, всегда приятно. Гораздо важнее внимание к профессии, проявленное властью, и еще – возможность выразить себя творчески. Поражает преданность этих людей своему делу, особенно если учесть, какие мизерные зарплаты они получают. Значит, делают они это, в общем-то, не за зарплату, а потому что живут в их душах истинная поэзия профессии и неоценимая в рублях гражданственность. Хорошо бы еще государство когда-нибудь оценило по достоинству производимый в тиши музейных залов и хранилищ «интеллектуальный продукт» самой высокой пробы.