Фактор национальной безопасности
О целях и задачах этой программы рассказывает министр здравоохранения края, доктор медицинских наук Сергей Вардосанидзе.
В 90-е годы на Ставрополье по вполне понятным причинам сложилась неблагоприятная демографическая ситуация. Смертность населения выросла на 20 процентов, в том числе в трудоспособном возрасте - на 21 процент. Увеличился первичный выход на инвалидность, выросла заболеваемость с временной утратой трудоспособности. Связанные с этим трудовые потери достигли 6 миллионов календарных дней за год, а потери только по заработной плате приблизились к половине миллиарда рублей. Следует подчеркнуть, что в целом по Российской Федерации ситуация оказалась не менее сложной, и это явилось решающим фактором осознания роли здоровья человека как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества. Не случайно в своем послании Федеральному Собранию России президент В. Путин акцентировал внимание на необходимости сохранения и укрепления здоровья народа, объединения в этих целях усилий всего общества.
Проблемы здравоохранения являются одними из самых острых в социальной жизни, поскольку напрямую связаны с естественным стремлением человека быть востребованным и самодостаточным. В то же время в сознании подавляющего большинства людей произошла девальвация здоровья как непреходящей ценности, как обязательного условия активной и долголетней жизни. Нельзя сказать, что это приобретение постсоветского периода нашей истории. Скорее, это логичное следствие того потребительского отношения к здоровью, которое было сформировано в нашем сознании предшествующими десятилетиями.
Государство оказалось не в состоянии обеспечить в условиях экономического кризиса всеобщую бесплатную медицинскую помощь, продекларированную в том числе и действующей Конституцией Российской Федерации. Соответственно и бюджет здравоохранения едва способен удовлетворить минимальные потребности в лечении больных и профилактике заболеваний.
В то же время общеизвестно, что профилактика предпочтительнее любого лечения. По данным Всемирной организации здравоохранения, затраты на реализацию профилактических программ в четыре раза эффективнее, чем на лечение. Иными словами, каждый вложенный в профилактику рубль оборачивается за год четырьмя рублями, сэкономленными на лечении.
Для разработки настоящей программы губернатор края А. Черногоров специальным распоряжением образовал рабочую группу во главе с заместителем председателя ПСК Н. Пальцевым, которая провела большую аналитическую и творческую работу, использовала опыт, уже накопленный в крае и других регионах России.
Замечу, что такая программа разработана и принята в крае впервые. Она единственная в своем роде в Российской Федерации. Если сравнивать ее с прошлым, то прежде всего необходимо назвать только краевую программу «Здоровье», принятую в 1986 году и нацеленную преимущественно на развитие сети и материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, на приближение медицинской помощи к населению, особенно сельскому. То есть на развитие системы оказания медицинской помощи больным. Роль самого человека, его участие в поддержании собственного здоровья в прежних программах не отражались. Собственно, это в полной мере соответствовало действующим в те годы принципам отечественного здравоохранения, которые вкратце можно сформулировать как «Здоровье - это привилегия гражданина и обязанность государства». Подобные программы, направленные на обеспечение больных некоторыми особо значимыми видами лечебно-профилактической помощи, работают и сегодня.
Принципиальным отличием принятой программы является ее профилактическая направленность. Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Это и нашло свое отражение в системе программных мероприятий.
Целью программы является формирование у населения здорового образа жизни, сохранение трудового потенциала края, охрана и укрепление здоровья его жителей. Это достигается решением четырех задач. Прежде всего нужен реальный приоритет охраны здоровья людей в государственной политике. Никакое решение органов власти не должно приниматься, если оно негативно влияет на условия проживания, труда, быта и отдыха человека. Необходимо создание таких экономических и социальных предпосылок, которые бы снижали, а в перспективе и полностью устраняли влияние факторов риска на здоровье человека. Важной задачей является также сохранение активного долголетия и профессиональной трудоспособности населения, без чего немыслим экономический рост и реальные позитивные преобразования в социальной сфере. Наконец, должна быть сформирована система непрерывной профилактики заболеваний, как инфекционных, так и неинфекционных.
Конечно, в одночасье эти задачи не решить, для их реализации потребуются годы напряженного труда всего общества. Да и в целом реформы, проводимые сегодня в нашей стране, нацелены на это. В то же время есть ряд направлений, работа по которым не потребует значительных финансовых затрат, но в ближайшей перспективе сможет дать ощутимый социально-экономический эффект. В этом плане исключительно важна роль образовательных программ, особенно направленных на детей, подростков и молодежь, воспитание у каждого из них потребности активно заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих, о повышении уровня санитарно-гигиенической культуры.
Особенностью профилактической работы является не сиюминутный, а достаточно отдаленный, порой на годы, результат. Поэтому основным достижением реализации программы ожидается создание системы охраны и укрепления здоровья населения. Роль медицинских работников в этой системе очевидна, но наряду с медиками в ней найдется место для плодотворной работы специалистов просвещения, культуры, спорта и туризма, широкой общественности. В министерствах и ведомствах края появятся целевые ассигнования на профилактические и оздоровительные мероприятия и, что особенно важно, подготовленные кадры специалистов.
Уже в ближайшие год-два в крае будет сформирована информационно-пропагандистская система по формированию здорового образа жизни населения и профилактике заболеваний. Это позволит осознанно вовлекать в оздоровительную работу самые широкие слои населения и в первую очередь молодежь. Распространение в этой среде таких негативных явлений, как наркомания, пьянство, курение, в значительной мере обусловлено низкой информированностью о социальных и личных последствиях порочного поведения.
Одним из самых положительных моментов в программе является комплекс мер, направленных на улучшение условий жизни населения. Целенаправленное вовлечение в эту работу различных министерств и ведомств, создание системы мониторинга за средой обитания и условиями труда позволят сосредоточить усилия на устранении факторов, отрицательно влияющих на здоровье населения. Значительное место здесь занимают меры по охране здоровья детей, особенно в обеспечении нормальных условий обучения и питания. В результате ожидается снижение заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики на 10 процентов. А целенаправленные мероприятия по охране здоровья детей в крае дадут снижение уровня младенческой смертности от предотвратимых причин на 8-10 процентов.
Программой предусматривается значительный прогресс в создании условий для развития массового физкультурного движения. На сегодня это один из важнейших рычагов воздействия на молодежь. Не секрет, что широкое распространение вредных привычек - наркомания, либерализация сексуальных отношений и связанный с ней рост венерических болезней, проблемы слабого физического развития юношей, которые по этой причине освобождаются от призыва в Вооруженные силы, сплошь и рядом связаны с тем, что главным воспитателем молодежи стала улица.
За счет поддержания резервов здоровья, сокращения заболеваемости и травматизма можно снизить смертность в трудоспособном возрасте от предотвратимых причин на 5-6 процентов и увеличить продолжительность жизни населения на 1,5-2 года. Прогнозируемое в результате выполнения программных мероприятий уменьшение заболеваемости с временной и стойкой утратой трудоспособности окажет положительное влияние на развитие экономики края и состояние социальной сферы.
Ожидаемые достаточно высокие результаты реализации программы основаны на расчетах и обоснованных прогнозах. Но без заинтересованности и активного участия населения края достичь их будет весьма проблематично, хотя ничего необычного от человека не ожидается. Просто каждый должен помнить, что наше здоровье в наших руках. И от нас в большей степени зависит, как долго мы его сохраним.