00:00, 7 апреля 2004 года

Когда земля уходит из-под ног

В то время установить причину оползня не удалось. Мнения были разные: от нарушения водного режима при поливе на этом поле до влияния реки Кубани. Фотография между тем заняла свое место в альбоме. Так бы я о ней и не вспомнил, если бы не прогноз об активизации оползневых явлений в Ставропольском крае.

Мои коллеги посоветовали обратиться в Северо-Кавказский инженерно-геологический центр (СК ИГЦ). Там я познакомился с заведующим лабораторией геодинамики Евгением Олимповичем Бочарниковым. На стене его кабинета висит цветная карта-схема распространения опасных геологических процессов на территории края. В числе явлений, признанных опасными, числятся и оползни. На карте они выделены яркой бордовой краской. Этот цвет особенно заметен на западе и юго-западе края, т. е. там, где есть возвышенности: Ставропольское плато, Воровсколесские, Прикалаусские высоты. Довольно значительно подвержены оползневым процессам наш краевой центр, Светлоград с его горой Куцай, Невинномысск.

Там, где есть возвышенности, а значит, и склоны, там возможны и оползни. И не только склоны. В энциклопедии приводится круг объектов, на которых могут развиваться оползни: «…на крутых берегах морей, озер, рек, оврагов, а также на крутых откосах котлованов, каналов и других строительных выемок». Наш случай с крутым берегом поймы Кубани также упомянут в этом перечне.

- А что могло послужить причиной обрушения берега у Григорополисской? – спросил я у Евгения Олимповича.

- Одной причины обрушения берега быть не может. Здесь действовал комплекс факторов. Там, в вертикальной стене, значительная толща лесса. Такие грунты при замачивании меняют прочностные свойства. Поэтому на процесс обрушения могли повлиять и орошение поля, и осадки, и подмывающее действие реки, хотя русло и далеко от этого места. Так что действовал комплекс факторов. Но в основе – вода.

В беседе мы коснулись других сторон этого грозного явления природы. А то, что оно приводит к серьезным разрушениям и непосредственно влияет на жизнь и хозяйственную деятельность населения, имеется много примеров. 1990 год – в результате действия оползней разрушились десятки домов в селе Подгорном Андроповского района. Действие оползня напомнило о себе в 1993 и 1994 гг.

В эти же годы в двух местах оползень повредил автодорогу Ставрополь-Невинномысск, насосную станцию у озера Сенгилеевского. Подобные примеры можно продолжать.

Последние три-четыре года были засушливые, и сход оползней себя активно не проявлял. Но после дождливой осени прошлого года появились признаки активизации этого процесса. Насколько он будет значительным, покажет время. Следует заметить, сообщил мне Е. Бочарников, что движение оползней может идти часами, месяцами, годами. А потом проявляется разгрузка напряжения в грунте и… рождается оползень. Размеры его самые разные: от нескольких кубов грунта до миллионов кубических метров.

В последнее время мы все чаще говорим о влиянии на проявление оползней антропогенных, или, проще, человеческих факторов. Ошибки при проектировании, строительстве объекта, а чаще – при эксплуатации того или иного строения. Например, протечки, неправильно организованный отвод сточных и промышленных вод могут привести и приводят к оползням, а с ними к серьезным разрушениям.

Геологи и сейчас следят за эксплуатацией автомобильных магистралей, на трассах газо- и нефтепроводов и на других объектах. Как говорится, лучше предупредить, чем заниматься последствиями.

Владимир БУРДЮГОВ