00:00, 30 марта 2004 года

Разные, но единые

Скажу откровенно: то мероприятие не понравилось своей помпезностью и глобальностью, за которой, как показалось, торчали уши пресловутого «административного ресурса». Не зря потом другие кандидаты в президенты, требовали к своим персонам такого же внимания СМИ и эфирного времени. Но им быстро дали понять, кто в доме хозяин… Вопросы доверенного актива беззубо дополняли выступление В. Путина, создавая впечатление домашней заготовки. Я вспомнил старые партийные времена… и не пошел на выборы.

Совсем иным – политиком гибким, умеющим слушать, делать выводы и ставить задачи – предстал В. Путин на заседании форума народов Кавказа и Юга России. Он проходил в Сочи 25-26 марта и был посвящен проблемам безопасности и развития важнейшего для государства региона, который в начале 90-ых едва не погубила зараза сепаратизма, порожденная экономической нестабильностью и слабостью власти. Территориальную целостность страны удалось сохранить, и о том, чего это стоило России, еще будут написаны книги, а в Сочи В. Путин приехал (после победы на выборах это первая поездка президента в регионы), чтобы сказать: «ситуация кардинально изменилась», и теперь «базовая задача для ЮФО – это серьезный экономический рост». Иными словами, президент дал понять лидерам региональных элит (некоторые из них на форуме по старинке стали поднимать вопрос о «срочной помощи»), что ждет от них не только лояльности к центру – этого уже мало, - но и значимых собственных усилий по возрождению экономики. Только за лояльность Россия больше платить не будет.

- Не надо ссылок, – сказал президент, - на «опасный регион». Он такой же, как и другие регионы России, а во многих смыслах даже и лучший. Здесь самые короткие пути между Европой и Азией. Потенциал Северного Кавказа с его уникальными природными и человеческими ресурсами до конца не раскрыт. Он занимает последний уровень по привлечению инвестиций, а кое-где их вообще нет; здесь в два-три раза ниже доходы на душу населения…

В. Путин отметил, что на Кавказе произошли важнейшие исторические сдвиги: эпоха вооруженных противостояний, конфликтов, правового вакуума уходит в прошлое. На смену пришло время созидательной работы и стабильного развития в интересах всех кавказских народов, а значит, и в интересах России. Яркий тому пример – ситуация в Чеченской Республике, постепенное ее возвращение в политико-правовое и социально-экономическое пространство РФ. Сохранение и упрочение политической стабильности в регионе должно стать главным условием экономического роста, для чего потребуется разработка концепции новой системы управления постконфликтным урегулированием в соответствии с новыми задачами, стоящими перед территориями ЮФО. Особую роль в сохранении межнационального мира и согласия должны сыграть общественные организации Северного Кавказа, в т.ч. объединения старейшин, религиозные конфессии, молодежные организации…

Президент напомнил о завете легендарного имама Шамиля своим сыновьям – «хранить верность Российскому государству и жить в мире и согласии с его народами», что вызвало аплодисменты делегаций регионов, более 200 человек, собравшихся в конференц-зале сочинского санатория «Русь».

Ставропольскую делегацию возглавлял губернатор края А. Черногоров, сообщивший корреспонденту «СП», что выступать на пленарном заседании не будет, поскольку ранее уже имел встречу с президентом, на которой была изложена позиция Ставрополья по ряду проблем: противодействия терроризму, религиозному экстремизму, неконтролируемой миграции, восточных районов края, развития курортов Кавказских Минеральных Вод и других.

Тем не менее краю было предоставлено слово, которое донес до собравшихся епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, сидевший в президиуме. Он зачитал участникам послание патриарха Алексия II и рассказал об опыте светских и духовных властей края в вопросах выстраивания гармоничных межнациональных и межрелигиозных отношений, ликвидации конфликтов, о работе с молодежью, энергию которой «важно направить в созидательное русло». Владыка Феофан подчеркнул, что экстремисты пытаются представить даже обыкновенную ссору, возникшую на бытовой почве, как межнациональный конфликт. И привел пример драки из-за девушки между молодыми людьми в одном из восточных районов края. Тогда православным и мусульманским священнослужителям удалось помирить стороны. Сегодня на Ставрополье не вызывает неприязни тот факт, что каменщики из Дагестана вместе с русскими строят православный храм Александра Невского. По словам епископа Феофана, народам Кавказа удалось избежать главной беды – религиозной войны.

О роли общественных организаций и духовенства в борьбе с международным терроризмом и религиозным экстремизмом говорил в своем выступлении муфтий И.-Х. Бердиев, председатель Координационного совета мусульман Северного Кавказа, заверивший, что «в Дагестане, Чечне, Ингушетии и духу не будет ваххабитов», которые не имеют ничего общего с традиционным исламом. «Сейчас уже в Саудовской Аравии, - сказал он, - просят: помогите избавиться от ваххабитов. Нужен исламский центр из влиятельных людей, которые будут оперативно реагировать на каждый акт терроризма, показывая всему миру, что ислам чужд террору и насилию».

Идею создать такой центр в России поддержал президент Чечни А. Кадыров, он также предложил укрепить, образно выражаясь, «вертикаль муфтиев». По его мнению, должен быть один верховный муфтий, «один руководитель, как патриарх Алексий II, чтобы давал установки всем остальным». А. Кадыров также предложил президенту на первый взгляд крамольную идею – несмотря на то, что религия отделена от государства, поддерживать материально служителей культа. «Я у себя, - сказал он, - нашел возможность дать им зарплату».

В. Путин отреагировал так: «Нужно найти форму поддержки духовных деятелей». А по поводу верховного муфтия России заметил, что «правительству не хотелось бы в это вмешиваться, но я готов поддерживать идею».

Председатель Госсовета Республики Дагестан М. Магомедов подчеркнул, что уход «военного человека» В. Казанцева и назначение президентом на должность его полпреда в ЮФО «гражданского человека» В. Яковлева, наглядно свидетельствует, что на Кавказе начинается новая фаза – созидания и экономического развития.

Впрочем, об экономике региона, как таковой, речь не шла, хотя фрагментарно в выступлениях звучали некоторые «обиды» в адрес федерального центра. Например, представитель Волгоградской области Ю. Некрасов сообщил, что «сельхозпроизводство парализовано, и опять мы в роли просителей». От имени крестьян он попросил президента возобновить старую добрую практику госзаказа на производство сельхозсырья и продовольствия. Он напомнил В. Путину, что скоро 60 лет Победы, а цены на лекарства для участников ВОВ, тружеников тыла неподъемны, услуги ЖКХ растут, а пенсии – нищенские.

Председатель Агропромбанка из Астраханской области Н. Исаков обратил внимание президента на общую проблему регионов: оттуда в Москву широким потоком уходят финансовые потоки, в первую очередь монополий, которые так «оптимизируют» налоговые платежи, что регионы недосчитываются в своих бюджетах значительных сумм.

Для В. Путина этот вопрос понятен, он сказал, что согласен с выступающим – действительно «идет необоснованная концентрация финансовых ресурсов в центре. Нужно теперь думать, чтобы и центр «не обескровить», и дать «дыхнуть» регионам».

Примечательно, что количество запланированных на заседании форума выступлений (семь) было превышено чуть ли не в два раза. Причем «самовыдвиженцы», прорвавшиеся к высокой трибуне, говорили вещи не всегда приятные, а порой и просто скандальные. Например, «незапланированный» М. Коздоев, председатель общественного совета при президенте Ингушетии, заявил, что «подвижки в разрешении конфликта 1992 года между Ингушетией и Северной Осетией – слабы и рассчитывать на скорое решение не приходится, есть десятки тысяч беженцев…»

Судя по всему, это было новостью для президента, который, сославшись на беседу с главой Северной Осетии А. Дзасоховым, сказал, что у него «есть данные не о десятках тысячах, а трех-четырех тысячах вынужденных переселенцев, хотя и это – много».

Другая тема, которая присутствовала почти в каждом выступлении, – это роль СМИ в освещении жизни Северного Кавказа: «урезаются» программы о проблемах региона, искажается информация о происходящих там событиях, нагнетаются надуманные страсти. Лидеры территорий озабочены и тем, что проплаченные из-за границы «писатели» творят в печатных трудах новую историю Кавказа, далекую от реальности и России.

Форум народов Кавказа и Юга РФ, без сомнения, дал пищу для размышлений и президенту, и руководителям регионов. И в большей степени он лишь высветил серьезные проблемы, которые требуют решения. Но на форуме в одном из выступлений прозвучала яркая мысль, которая уже не подвергается сомнениям: да, народы Кавказа разные, но они едины в своем стремлении к миру и экономическому процветанию в рамках России. Это главное.

P.S. В минувшую субботу между президентом РФ В. Путиным и губернатором края А. Черногоровым состоялся телефонный разговор. Глава государства интересовался ходом проведения на Ставрополье весенне-полевых работ и подготовкой здравниц КМВ к курортному сезону. Также обсуждались проблемы идущей в стране административной реформы и некоторые кадровые вопросы.