Современные атласные карты

– Атласные карты действительно уже больше века являются самыми распространенными и популярными игральными картами в нашей стране, – рассказывает Григоренко, к которому «СП» обратилась за консультацией. – Появились они в ХIХ столетии на императорской карточной фабрике, на которой после отмены в России крепостного права начались существенные перемены. На смену старому директору Вильсону, руководившему производством более сорока лет, пришел новый – Винкельман, который реформировал предприятие. Вместо крепостных были наняты вольные рабочие, закуплено более 60 новых машин и так далее. Одновременно с обновлением технической стороны дела возникла необходимость изменения и художественного оформления карт.

Разработку новых рисунков игральных карт доверили академикам живописи Александру Бейдеману и потомку обрусевшего французского архитектора Иосифа Боде-Шарлемань – Адольфу Шарлеманю. Художники создали несколько эскизов, которые еще не имели собственного названия. Само понятие «атласные» в середине ХIХ века относилось не к рисунку или особому стилю карт, а к технологии их изготовления. Карты на атласной бумаге в отличие от других карт не боялись влаги, при тасовании хорошо скользили и поэтому стоили дороже. В 1855 году дюжина колод атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек, наравне с золотообрезными картами, изготовлявшимися вручную для императорского двора. Постепенно вся карточная продукция в России стала изготавливаться на атласной бумаге, и собственное название «атласные» прочно закрепилось за картами Шарлеманя.

Данный проект игральных карт оказался таким удачным не только благодаря художественным достоинствам. Эскизы подходили для такого массового производства, как печатание игральных карт.

Художник в эскизах карточных фигур развил тему французских игральных карт, которые имеют собственные имена. Так, червовую масть возглавляет король франков Карл Великий. Пастух, певец и древнееврейский царь Давид старший среди пик, Юлий Цезарь командовал бубнами, а Александр Македонский – трефами. Дамой червей является героиня библейской легенды Юдифь, а пиковой дамой – греческая богиня мудрости и войны Афина Паллада. Бубновая масть традиционно ассоциировалась с богатством, и поэтому даме бубен были приданы черты женщины жадной и властной – Рахили из библейского сказания о жизни Иакова. А вот образ дамы треф – вымышленный. Она изображает, говоря современным языком, секс-бомбу, к которой во Франции пристало прозвище Аргина, то есть «царственная». В виде валетов вошли в историю Этьен де Виньель, рыцарь времен Карла VII (черви), благородный Ожье Датский (пики), один из рыцарей Круглого стола – Гектор де Маре (бубны) и сэр Ланселот (трефы).

Простые и художественно-лаконичные рисунки академика Шарлеманя, которые мы знаем сейчас, как «атласные карты» до сих пор являются чудесными образцами карточной графики и украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа.

Николай ГРИЩЕНКО