00:00, 28 февраля 2004 года

Я ушла гулять по городу

Известный писатель-сказочник Евгений Шварц оставил в своем дневнике последнюю запись: «Я ушел гулять по городу…»

«Покажите ваш город…», - просят гости. И вот уже неторопливый троллейбус везет нас по проспекту от железнодорожного вокзала, вдоль зелени бульвара и ажура старых балконов, мимо прохлады Крепостной стены и сбегающих прямо к дороге каменных лестниц.

«Покажите наш город!», - приходят письма от земляков, разбросанных по разным концам планеты и забредших в своих странствиях по всемирной сети Интернет на сайт «Ставропольской правды». И подсказка с первой страницы уводит их на «Вернисаж», который сегодня представляет новый проект – «Ставрополь: взгляд сквозь годы».

Виртуальные залы заполнили фотоснимки Маргариты Вороновой, Веры Фишбух, Ивана Овсянникова, Елены Задворновой, Александра Плотникова, картины Владимира Орлова, открывающие посетителям десятки знакомых и незнакомых улиц и двориков, лиц и событий.

А начинается встреча с городом «из глубины веков» - со страниц уникальных архивных снимков и фотокопий ХХ века, с самого его начала. Многие из них ранее увидели свет в качестве иллюстраций к газетным публикациям и краеведческим изданиям. К сожалению, доступ к «бумажным» тиражам ограничен расстоянием и временем, Интернет же – еще одна возможность встретиться с прошлым и заглянуть в будущее. К тому же многие фотографии взаимосвязаны с другим проектом «Ставрополки» - исторической библиотекой «Губерния».

Перелистывая страницы «Вернисажа», мы с удивлением и радостью отмечаем, как «незаметно заметно», словно по мановению волшебной палочки, меняется город. Вот на снимке 1914 года недавно распахнувшая двери аптека Байгера - красивейшее в губернском центре здание в стиле модерн, жемчужина градостроительного ожерелья Ставрополя. Сменился кадр – и прошло почти столетие: исчезли пролетки, небо прочертили провода линий электропередачи, на проспекте вспыхнули огни уличной рекламы.

И вновь – начало века… Стайка девушек в белых передничках - воспитанниц женского училища святой Александры у известного всем горожанам так называемого «дома на Советской» (правда, тогда эта улица называлась Комиссариатской). И вот уже на снимке начала восьмидесятых, случайно найденном в редакционном архиве, видим, что изменился фасад, его венчает шпиль со звездой.., а на фотографии нового тысячелетия – как стремительно вдоль белого здания несется машина, оставляя за собой яркую, словно хвост кометы, полосу…

Возносится третий этаж над Домом губернатора, рушится колокольня Казанского собора, брусчатка дорог сменяется асфальтом, растут многоэтажные «скворешни», уходят в землю старые дома, отступает зелень леса, все так же удивленно смотрит Пушкин.

И лица, лица… Улыбки города, замершие в глянце. Города, который строил Адриан Булыгин, впоследствии возведший первый американский небоскреб. Города музыки Беневского, пера Сургучева, кисти Хетагурова, памяти Прозрителева. Города, благословленного Суворовым и хранимого Ангелом.

Бродить по «Вернисажу» можно долго. Повторяя путь его авторов, проходить вечерней полутенью мимо заспанных домов, проникать полусветом в старые подворотни, полупамятью странствуя в веках. Полусознанием проживая, как ощущение места покидает привычные вещи, как пространство улиц и площадей раздвигается во времени, а сам город сжимается в крохотную точку на бумажной карте, одновременно разрастаясь до размеров мироздания внутри твоей души, лишаясь, словно эскиз, музыка, жест, статичности и постоянства. Наблюдать, как изысканность монохрома сменяется буйством красок, совершенствуется техника и рука Мастера оставляет вечности этот бесценный подарок – Город.