Есть ли шансы у кино
Вот и с последнего, декабрьского 2003 года, кинорынка директор Государственного учреждения культуры «Ставропольский кинопрокат» Л. Полякова вернулась далеко не в радостном настроении. Всего 27 кинолент удалось закупить, и это – на целый год работы по краю. И ленты эти – не первоэкранные, а уже обкатанные в других регионах. Высокое качество современной лавсановой пленки позволяет удлинить сроки проката, но моральная стоимость этих картин уже, естественно, ниже.
- Вообще-то нам для более-менее нормальной работы нужно минимум 50 фильмов. Но тех 300 тысяч рублей, что выделены бюджетом края, конечно, на столько не хватит. Вот и приходится довольствоваться малым.
Именно довольствоваться, наблюдая, как в это же самое время частный прокатчик, уже лет пять как «оккупировавший» лучшие кинотеатры края, на том же самом рынке закупает самые кассовые ленты, чтобы успешно прокрутить их и собрать приличную прибыль. Налоги с которой, кстати говоря, поступают (если поступают вообще) в бюджет Ростовской области, ибо частная прокатная фирма зарегистрирована именно там. И денежки ставропольские уходят из края. А что поделаешь? Рынок! Кинозалы частник арендует, все вроде бы по закону. Вот только уровень репертуара и доступность его широкой публике хорошо известны. Получается, и здесь его величество рынок работает против человека, против наших художественных вкусов и потребностей. Государство, отдав кино на откуп предпринимателю, выглядит по меньшей мере наивным в своих расчетах на то, что этот предприниматель станет работать не на свой карман, а думать о тех же сельских парнях и девчатах, уже вообще не имеющих представления о большом экране. А ведь частник занимается весьма прибыльным для него прокатом, придя «на готовенькое» – в уже имеющиеся кинозалы. И даже если предположить, что этот предприниматель вдруг построит абсолютно новое здание кинотеатра (а таких случаев – еще ни одного на всю Россию-матушку), вряд ли можно ждать от него качественно иного репертуара. Скорее всего, опять будет потчевать второсортной, если не третьесортной галиматьей с придурковатыми персонажами, идиотскими сюжетами, неизбежными мордобоем и, прости господи, сексом. И это у них называется киноискусством?! Жалкие, ничтожные личности, как сказал бы незабвенный пан Паниковский, который на таком фоне поднимается до уровня почти античного героя. Я уж не говорю о штурмбанфюрере СС Отто фон Штирлице, вот уже тридцать лет овеянном всенародной любовью… Впрочем, Штирлиц – телевизионный герой. Тогда можно вспомнить хотя бы «Джентльменов удачи» или «Калину красную». Много чего мы можем вспомнить.
О мегаполисах речи нет, там народу хватит и на частника. В Москве действуют 150 кинотеатров, рассчитанных на молодежную аудиторию, обеспеченную настолько, чтобы платить по 6 долларов за билет в кино (это средняя цена). В прошлом году «Терминатор-3» за 155 дней проката в стране принес 12,8 млн. долларов чистой прибыли. Проката именно в крупнейших городах. Остальная публика никого не интересует. О какой эффективности работы кинопроката тут можно говорить? Оказывается, можно. Хотя бы взяв во внимание то, что даже в таких условиях люди, работающие в киносети, думают не только о количестве сеансов и зрителей, но и о содержательной, и о воспитательной стороне дела!
- Без этого нельзя, - уверена Лариса Петровна, отдавшая киносети более четверти века. – Организованный прокат нужен, потому что, если город хоть как-то приспосабливается, то село останется без кино. Частник не повезет по районам фильмы, для него это невыгодно. Нам же приходится думать не о прибыли, а о людях. Хотя и прибыль, конечно же, не помешала бы. Спасибо, что в последние два года министерство взяло нас на довольствие по зарплате, да и с коммуналкой немного помогает. А все остальное нужно обеспечить самим, я имею в виду работу с 125 киноустановками, оставшимися на сегодняшний день в районах края. А они, между прочим, уже лет десять, как не получают не только нового оборудования, но и запасных частей. По сути дела, мы рискуем, отдавая наши ленты в работу на такой технике.
Где же взять прибыль, хотя бы небольшую, государственному учреждению? Есть путь, успешно опробованный в других регионах страны, в соседних Ростове и Краснодаре, например. Кинопрокату нужен базовый кинотеатр, где можно было бы вести работу планово, в то же время получая доход. Базовый кинотеатр дает возможность делового маневра. В городе Ставрополе, как говорят специалисты, эта идея вполне осуществима, есть и свидетельствующие в её пользу экономические расчеты. В базовом кинотеатре кинопрокат сможет и нарабатывать «вал», и проводить интересные массовые мероприятия для организованного зрителя, причем не только для школьников, как сегодня, а работая с разными возрастными группами по соответствующим тематическим программам. Позволяющим, кстати сказать, полнее использовать и собственный кинофонд, насчитывающий около трех тысяч лент, и успешно сочетать его с прокатом свежего репертуара.
Если удастся кинопрокатчикам реализовать идею создания базового кинотеатра, у нас, зрителей, появляется вполне реальный шанс попасть наконец на приличный фильм. Правда, идею еще нужно «пробивать», и тут требуется помощь прежде всего со стороны министерства культуры. А там сегодня пока нет даже специалиста, который бы персонально занимался этими вопросами. Даже понимая, что завтра деньги на кино ниоткуда просто так не появятся, ответственный за кино работник должен действовать, полагает Л. Полякова. Надо отдать должное, сама она готова ходить по всем нужным инстанциям, объяснять, просить… Как и маленький коллектив краевого кинопроката, где работают люди, бесконечно преданные профессии и не перестающие надеяться, что кино наше еще поднимется. Ведь начинают же оживать отечественные киностудии, выпуская около сотни картин в год. Еще несколько лет назад это и вообразить себе было невозможно. А нынче упомянутый кинорынок уже предлагает весьма неплохие фильмы, такие, как комедия «А по утру они проснулись» по повести В. Шукшина, «Магнитные бури» с И. Чуриковой в главной роли и целый ряд других…
Что касается частного проката, то и к нему государство могло бы обратиться с рядом деловых предложений о взаимовыгодном сотрудничестве. Эти люди, показавшие свою предпринимательскую хватку, мне думается, теперь должны показать и гражданскую позицию. Работая в такой сложной сфере, как культура, они просто обязаны помнить о том, что к ним на сеансы приходят не просто безликие обладатели определенных денежных сумм, а живые люди, между прочим, - их соотечественники. Да и нашим законодателям давно пора присмотреться к сфере частного кинопроката, про налоговые органы и говорить нечего…