00:00, 12 февраля 2004 года

Где твой черный пистолет? Лучше, если в сейфе…

По словам заместителя начальника отдела лицензионно-разрешительной службы ГУВД СК подполковника милиции Владимира Воробьева, в архивах подразделения до сих пор хранятся документы двадцатых-пятидесятых годов минувшего века, где отражается оборот оружия на Ставрополье. Тогда, по окончании гражданской и Великой Отечественной, милиционеры и чекисты выражали обеспокоенность наличием большого количества «стволов» у населения. Сейчас в крае только владельцев зарегистрированного оружия (нарезного, гладкоствольного и газового) более девяноста тысяч. А сколько неучтенных единиц?

Чтобы вывести из незаконного оборота эти самые «единицы», выражающиеся реально не одной тысячей стволов, руководители лицензионно-разрешительной службы Ставрополья уже в начале девяностых минувшего века предпринимали немало усилий. К примеру, все правоохранительные органы страны ныне призывают использовать опыт Дагестана по «выкупу» оружия у населения. А ведь эта идея принадлежит милиционерам нашего края. В частности, бывшему начальнику лицензионно-разрешительной службы полковнику Валерию Скибе. Именно его «наработками» и документацией воспользовались в соседней республике, наш опыт используется сегодня и в Чечне.

На Ставрополье правоохранительные органы возможность денежного поощрения за сданное оружие со счетов не сбрасывают. Однако основной упор – на добровольную сдачу пистолетов, автоматов и прочего смертоносного металла. В лицензионно-разрешительной службе акцент делают на разъяснительную работу. И она приносит свои плоды: число добровольно сданных стволов год от года растет.

Правда, растет и число оружия, приобретаемого в целях самообороны (за последнее время этот показатель увеличился на шестьдесят процентов): сказываются участившиеся грабежи, тяжкие преступления против личности, близость административной границы с Чечней, кражи скота и т.д. и т.п.

Разумеется, такая «гонка вооружений» добавляет проблем работникам лицензионно-разрешительной службы: попробуйте-ка все это оружие учесть, нарезное – отстрелять для последующего направления пуль и гильз в федеральную пулегильзотеку, ежегодно проверять соблюдение правил хранения (пусть даже с помощью районных структур службы и уполномоченных участковых милиции). Дел невпроворот.

А ведь, кроме всего прочего, «разрешители» контролируют деятельность частных детективных и охранных предприятий, служб безопасности, вооруженных короткоствольным служебным и боевым огнестрельным оружием. Здесь тоже проблем немало: двухсот сорока часов, отведенных на подготовку охранника, на практике зачастую оказывается недостаточно. Экзамен-то он сдал, а не растеряется ли в критической ситуации, особенно если охраняет объекты жизнеобеспечения? В Чечне, например, неделю назад неизвестные в камуфляже беспрепятственно изъяли автоматы у охранников нефтяной скважины и были таковы. Это что, подготовка?

Немало «заморочек» с гладкоствольным и нарезным оружием. Взять людей военных. И доверие вызывают, и хранить вроде умеют, и меры безопасности знают. Но прописаны-то они в основном на территории воинских частей. Через месяц, скажем, перевели офицера или контрактника в другой гарнизон. Снять с учета двустволку или карабин он «забыл». Ищи его по всей России. По счастью, пока находят. Всех без исключения.

Следует подчеркнуть и такой момент: полномочия у лицензионно-разрешительной службы немаленькие: за неоднократные нарушения правил хранения или регистрации могут лишить разрешения на право хранения и ношения оружия, причем надолго. Представляю, каково будет охотнику в канун открытия сезона.

Еще один штрих. Сотрудники этой службы весьма гуманно относятся даже к потенциальным преступникам. По словам подполковника Воробьева, он лично против продажи и применения (даже в целях самообороны) таких мощных средств, как «Оса» или «Стражник». Особенно с учетом довольно низкой правовой культуры отдельных граждан. Эти оборонительные средства практически лишены стволов. Однако боеприпасы у них очень мощные. Такая «Оса» если ужалит резиновой пулей двадцатого калибра, вполне возможен летальный исход. Уж лучше пусть газовое оружие жители края используют, чем тяжелые травмы людям наносить.

А вообще-то к законопослушным гражданам сотрудники лицензионно-разрешительной службы относятся по-доброму: с оформлением лицензий не тянут, если отказывают – обоснования прилагают. Если взыскивают, то по справедливости. Традиции-то еще с петровских времен остались…

Следует, наверное, добавить, что удержать под контролем почти сотню тысяч единиц оружия на Ставрополье подвигу подобно…