«И впечатленья бытия», и звуки мира
Что привлекает в картинах живописца? Манера письма? Выбор тем, сюжетов? Или, скажем, странности авторского к ним отношения, когда он соединяет жесткую трезвость и иронию с романтической приподнятостью? А может, тот факт, что, обладая даром изящного глубокомыслия, художник явил своим творчеством независимость от догм и стереотипов?
В работах Кузнецова, как принято выражаться со времен Станиславского, все перенесено в подтекст, к «театру настроений». Чаще всего художника привлекают не состояние, а изменения, не определившееся, расцветшее, а только наметившееся, едва уловимое.
Как правило, сюжет выводится за пределы «мирской суеты». Обострены «все впечатленья бытия». Что может отяжелить пух при попытке взлета? Зависть? Вот она сидит, намертво прижатая к земле с почерневшим лицом («Качели»). Полотно «Нарушители спокойствия», на первый взгляд, кажется пейзажным. Но оно о людях, которым как будто мешает простор, они не могут его одолеть. Они ведут неяснейшую из бесед. Они так странно близки, и каждый из них одинок («Разговор через дым»).
Созерцая тайны, художник не забывает, однако, заглянуть в жилые углы. Он гостит у этих двоих, которых заела речей маета («Метроном»). В доме, где обиженно съежилась уже ненужная нежность («Спи, сыночек»).
Кузнецов рисует мысль. Состояние. Чувство. Предчувствие. Он - дешифратор образов-символов, присутствующих повсюду. Его задача - привести в гармонию разрозненные явления, возводя некий символ, извлечь экстракт, а все остальное отбросить как выжимки и шелуху. В полотнах этого ряда («Вершина», «Камни», «Выход») проглядывает то противопоставление характеров - смиренного и деятельного, умиротворенного и строптивого, упорного и мечтательного, - которое разворачивается на тысячах страниц книги жизни. Или вдруг совмещает, казалось бы, несовместимое: три прекрасные дамы на аллее, где сыплет цветами весна, а рядом дворник с метлой, которая вовсе не собирается расцветать («Лепестки»).
Что же ты такое, жизнь? - спрашивает художник своим творчеством. Безмолвный театр теней («Храм храмов»), цепь снов («Сон принца»), вечный праздник («В тени»), жестокий гостинец («Гам») или пристанище греха («Знакомство с ночью»)? Он взялся за непростое дело - измерить ее феномен.
Он предпринял дерзкий анализ давно отработанных сюжетов («Благовещенье», «Добрый пастырь»). Он «читает» дневники своих героев, в которых отзвук случившегося, прихотливое сплетение беглых, подернутых дымкой впечатлений, недосказанность. Он сочиняет живописные романсы, в которых ничего не обосновывает и не растолковывает, поскольку объяснения лишь тормозят восприятие. Он - лишь созерцатель тайных знаков сердца. Он слушает голос бесконечности. Сегодняшнее становится давно прошедшим или предвкушением... будущего воспоминания о пережитом, увиденном. Зрителю же, как правило, дается возможность развить концепцию.
Новейшая психология установила, что человеческое сознание постоянно прослоено обрывками прошлых впечатлений. Евгений Кузнецов «вывез» их из творческих командировок по странам и континентам и перенес на свои полотна, запечатлел на многочисленных фотографиях (в основном это макросъемка), которые помогают создавать на холстах «образ» музыки.
...В тишине мастерской разливается пропахший светом голос дудочки. Иные художник мастерит сам, другие - привозит из путешествий, как, например, эту индийскую флейту. Их в коллекции Кузнецова более тридцати «различной формы и содержания». Евгений играет на четырех музыкальных инструментах. Оттого и живопись его музыкальна по своей природе, по структуре, по замыслу. Это полифония многих мотивов, созвучие многих тем. И ритмы джаза, и рахманиновская сирень, и строгая фуга, и поющая тишина. Он вплотную приблизил живопись к царству музыки.
Сегодня сделан первый шаг к осуществлению совместного с преподавателем музыкального училища Николаем Копаевым проекта «Звуки мира». Снят телесюжет о музыкальной стихии, проникающей в живопись, о симфонизме, преобразующем краски, о нескончаемых аккордах природы. В перспективе - издание альбома живописи и компакт - диска, где сольются воедино звук и цвет.
* * *
Из путешествия в творчество Евгения Кузнецова возвращаешься обогащенным, ибо его картины - от мира сего. Пользуясь формулой: от быта - к бытию, он спешит вместе с нами на призывы и обольщенья жизни.
p5 На нашем сайте вы можете посмотреть галерею работ Евгения Кузнецова в рубрике «Вернисаж»:
http://www.stapravda.ru/projects/vernisazh/kuznetsov/