00:00, 3 февраля 2004 года

Природа не прощает насилия

- Как никогда мало в этом году было зайца, - говорит председатель Невинномысской городской организации охотников Василий Антонов. – Конечно, сыграло роль малоснежье: по чернотропу косого просто-напросто заметить сложнее. Но, несомненно, повлияли на численность зайца степные пожары последних лет. Раньше такого не было. А теперь многие специально траву сухую поджигают, чтобы потом на этом месте покос лучше был. Склоны Стрижамента иной раз снизу доверху выгорают. В огне гибнет все живое. Еще напасть: многие хозяйства сеют протравленные семена. Поест фазан такое зерно и гибнет. Так что в окрестностях озимых полей вообще фазанов не осталось.

В нынешний сезон невинномысские охотники могли добывать на выделенных городу угодьях зайца, лису, енотовидную собаку, конечно же, волка (на него ограничений по сезону нет). Закрыта была охота на кабана, косулю, барсука, куницу, фазана, других животных, численность которых невелика.

Всего в Невинномысске 1750 охотников. Площадь отведенных городскому обществу угодий – 62 тысячи гектаров. Невинномысцы считают, что этого мало. На каждого человека с ружьем приходится по 23 гектара (с учетом вычета площади воспроизводственных участков). Не так давно у города были забраны угодья на горе Недреманной и так называемый Куницкий лес. Так что осталась в ведении горожан в основном степь.

Конечно, охотники бывают разные. Кто-то огорчается, когда без трофея домой приходит. А есть так называемые топтуны. Ходит такой охотник целый день по полям да перелескам, и главное для него – сам процесс общения с природой. Не добыл ничего, и ладно. Можно домой принести и встретившиеся по пути боярышник, шиповник или растущие даже зимой, в оттепели грибы «синяя ножка».

А вот браконьеров охотники и за людей не считают. Вред от хищников с ружьями огромный. Особенно когда они устраивают себе сафари и ездят с зажженными фарами всю ночь по степи и по «зеленям» (участкам, где и зимой остается зеленая трава) и палят во все живое. Одним зайцем или лисой не ограничиваются, убивают все, что попалось на пути. Не брезгуют браконьерничать и на территории воспроизводственных участков, где любая охота вообще запрещена.

Интересно, что с каждым годом увеличивается число хищников не только двуногих, но и четвероногих. Так, с ноября невинские охотники уже добыли 6 волков. Еще четырем раненым зверюгам удалось уйти. Вообще же с каждым годом серых разбойников становится все больше. Так же, как и лисиц. Это очень опасно. Ведь именно хищники - те же лисы - являются основными переносчиками бешенства. В прошлом году, например, в Невинномысске было три случая заболевания бешенством домашних животных. Заразились они, скорее всего, от дикого зверя или от бродячей собаки, кошки, которых, в свою очередь, заразили волк или лиса. Взять хотя бы последнее, недавнее ЧП. Бешеная лиса забежала во двор частного дома на окраине города и покусала собаку. Пса вскоре парализовало, и его пришлось убить. Невинномысские охотники готовятся к проведению специальных мероприятий, чтобы снизить опасность распространения бешенства. Придется пойти и на отстрел бродячих животных.

В последнее время в Невинномысском обществе охотников развивается интерес к таксидермии, или, говоря простым языком, изготовлению чучел животных. Прошлым летом впервые и очень успешно провели городскую выставку охотничьих трофеев. Там были представлены чучела животных и птиц, шкуры, рога… В декабре 2003 года в составе ставропольской делегации участвовали в международной выставке охотничьих трофеев в Москве. Туда невинномысцы привезли 16 экспонатов. Правда, не успели выставить их на оценку трофейной комиссии, иначе, уверены, завоевали бы медаль, а то и не одну. Кстати, многие невинномысцы бывали на охоте в самых разных регионах России, а иные даже до Африки добрались. Неудивительно поэтому, что в их коллекциях не только чучела зайцев да лис, но и таких животных, как медведь, глухарь, тур и даже африканская болотная антилопа.

Хотя сезон и закончился, дел у охотников невпроворот. Сейчас они готовятся к учету животных на выделенных обществу угодьях.