00:00, 21 января 2004 года

Коньки и клюшка - на всю жизнь

- Моя встреча с хоккеем состоялась в подмосковном городке Щелково, - рассказывает Сергей Алексеевич. – И хотя мы - я и сверстники - географически находились рядом с главным городом страны, но в культурном отношении этого не ощущалось. Да и взрослым особо было не до «культурного отдыха», ведь страна лежала в развалинах после войны. Развлечений у нас было мало, а свободного времени много. Вот и развлекались мы, пацаны, как могли. В основном - хулиганили, но я пристрастился к конькам. Морозы там стояли сильные, не чета ставропольским, и поэтому катки были практически в каждом дворе. Кроме того, в Щелкове размещалось несколько армейских частей, офицеры и солдаты которых увлекались модной игрой - хоккеем с шайбой на льду.

Имена хоккеистов Всеволода Боброва, Ивана Трегубова, Николая Сологубова были известны всем, даже домохозяйкам. А для меня, школьника, они были настоящими кумирами, героями. Поэтому все свободное, да зачастую и школьное время проводил на катке. И когда в 1954 году призвался в армию, то был определен в спортивную роту, а затем пришел вызов на сборы в команду Ленинградского дома офицеров СКА. Так началась моя спортивная карьера…

Поскольку хоккейных полей с искусственным льдом в СССР еще не было, то кубковые матчи и чемпионат страны проходили зимой на залитых водой стадионах или… на замерзших водоемах. Другим отличием от современного хоккея было то, что спортсмены играли без шлемов, но уже в защитных латах. Еще Сергей Банщиков вспоминает, что на льду было меньше силовой борьбы, не было принято подсчитывать количество сделанных голевых передач, заброшенных шайб и так далее.

Увы, встретиться на льду со своими кумирами молодому нападающему ЛДО СКА, чемпиону Московской области 1956 года Банщикову не довелось.

- Помериться силами со звездами не вышло потому, что тогда они готовились к зимним Олимпийским играм 1956 года, которые проходили в Кортина- д’Ампеццо (Италия). Остроты турниру добавляло то обстоятельство, что на кону было сразу три комплекта медалей: олимпийские, чемпионов мира и Европы. Поэтому для наших олимпийцев были созданы особые условия, например, для них в Сокольниках был построен первый в Советском Союзе стадион с искусственным льдом, где они и тренировались. Наши ребята не подкачали, победив в финальном матче команду Канады со счетом 2:0, впервые стали олимпийскими чемпионами, а также второй раз чемпионами мира и Европы. Встретиться с Бобровым и другими олимпийцами на играх сезона 1957 года не довелось из-за травмы левой руки. Пришлось, из хоккеиста переквалифицироваться в летчики…

Впрочем, любовь и верность конькам и хоккею Сергей Алексеевич сохранил на всю жизнь. Переехав в 1960 году в Ставрополь, он, если позволяла наша капризная зима, заливал во дворах, на радость мальчишек, небольшие катки и проводил «настоящие» хоккейные чемпионаты. Именно его стараниями в парке Победы уже пятый год подряд танцплощадка превращается зимой в каток, а сделать это ой как не просто. Ведь площадка с уклоном, и для того, чтобы лед был ровным, приходится часами заливать водой «низинку». Кроме того, температура в столице края сильно «скачет», и работать бывшему хоккеисту приходится глубокой ночью. Но Сергей Алексеевич не жалуется и намерен еще увидеть, как российские хоккеисты вновь станут самыми сильными в мире.