Психея с открытым лицом
Подобные встречи проводятся не только для психиатров, но и для клинических психологов, социальных работников лечебных учреждений, а также для педагогов, представителей различных организаций, сталкивающихся с людьми, перенесшими сильный стресс. Наша краевая клиническая психиатрическая больница играет ведущую роль в реализации канадско-российской программы, рассчитанной на два года. Ее цель – улучшить сервис психического здоровья населения Ставропольского края.
И выбор этот не случаен. В Южном федеральном округе нет другой такой профильной лечебницы. Сейчас, к примеру, в ней поправляют свое здоровье 1200 пациентов. С приходом Игоря Былима – нового главного врача – два года назад в больнице начались добрые перемены.
- Мы стремимся уйти от жесткой психиатрии 60-70-х годов, - говорит И. Былим. – Стали более открытыми для родственников больных, общественности, журналистов. Идет процесс гуманизации лечебного процесса. Врач не демонстрирует своего превосходства над больным, а все чаще выступает как его партнер…
В психиатрии это очень важно сейчас. Ведь во всем мире идет рост психических заболеваний – это своего рода плата за технический и научный прогресс. Мозг человека за последние несколько столетий совсем не изменился, а объем информации, обрушивающейся на него, увеличивается с каждым днем. Плюс убыстряющийся ритм жизни, страх потерять работу, впасть в нищету, стать жертвой насильника или террориста. К тому же население планеты стареет, что ведет к разным болезням, в том числе и душевным.
А в России сейчас много дополнительных причин для тревог и беспокойства, для крушения надежд - жизнь преподносит каждому из нас массу неприятных сюрпризов, и никто не застрахован от психических травм и нервных срывов. На канадском семинаре и рассматривались их природа и разновидности, посттравматические стрессовые расстройства и способы терапевтического воздействия на больного.
Люди по-разному реагируют на одинаковые жизненные ситуации. К примеру, внезапная смерть близкого человека у одного может вызвать острую душевную боль и надолго ранить его психику, а у другого равновесие души не будет нарушено, но след от переживания останется. Или, побывав в зоне военного конфликта, один выживает и ничего с ним не происходит, а другой страдает психически. И врач должен разобраться в этом и выбрать правильный метод выведения человека из такого состояния.
Бывает, что пусковым механизмом для психического заболевания становятся страхи и обиды, пережитые человеком в раннем детстве. Если, к примеру, отец-алкоголик бил ребенка или мать запирала его в туалете и гасила свет, чтобы наказать за какую-то провинность, это может аукнуться потом во взрослой жизни малыша и привести к неврозу или даже психозу. Детские обиды, как правило, навсегда поселяются в сердце человека.
Когда в семье появляется душевнобольной, это стресс и для всех ее здоровых членов. И психиатр не может этого не учитывать. Ему приходится лечить не только больного, но и его родственников. Когда работают и с семьей, процент обострения болезни гораздо меньше. И тут без помощи психологов не обойтись. В краевой клинической психиатрической больнице создана солидная психологическая служба во главе с А. Корюкиным. Она объединяет 35 человек, в основном молодежь. Принимая участие в лечебном процессе, они придают ему комплексный характер, что благотворно воздействует на больного, позволяет врачам добиваться более высоких качественных результатов, использовать дифференцированный подход к каждому пациенту. Создается своеобразная команда: психиатр, психолог, социальный работник, которые, действуя сообща, но каждый, выполняя свою функцию, возвращают человеку здоровье.
Иностранные специалисты, приезжающие в Ставрополь, чтобы чему-то научить наших психиатров, учатся здесь и сами. В крае накоплен интересный опыт лечения психозов, и в частности шизофрении, проведения психологической коррекции при различных нервных расстройствах. И норвежцам, и канадцам было чему удивляться и что брать на заметку. В краевой психиатрической больнице недавно открылось так называемое отделение первого эпизода. Это стационар, где лечат тех, кто заболел впервые, в нем происходит знакомство с психиатрической службой. Для этих больных разработаны особые методики, большое значение придается психотерапии, которая помогает в последующем избежать госпитализации, обойтись амбулаторным лечением.
- Сегодня очень важно, не какую таблетку дать больному, а как ее дать, - замечает И. Былим, - какими словами сопроводить ее. Эффект лекарства от психологического воздействия увеличивается двоекратно, это уже факт. И вообще врач обязан выслушивать не только жалобы, но и мнение больного, объяснять ему способы лечения и последствия, убеждать в своей правоте, а не диктовать ему свысока, что делать, как себя вести в болезни, как выходить из нее и т.д. Наша задача – услышать каждого.
Новинки применяются и в отделениях пограничных состояний, где подходы более демократичные, больные пользуются большей свободой, к их услугам массаж, различные психотехники и физиопроцедуры для снятия эмоционального напряжения и многое, многое другое, что позволяет снижать прием лекарственных препаратов, ускорять выздоровление пациентов.
Словом, психиатрия становится более человечной, берет на вооружение современные медицинские технологии и постепенно освобождается от своего старого пугающего имиджа.