00:00, 9 января 2004 года

А впрочем, песня не о том...

Cпектакль «Елена Премудрая» по пьесе М. Бартенева, премьера которого состоялась в Ставропольском краевом академическом театре драмы им. М. Ю. Лермонтова, полностью этим требованиям удовлетворяет. Сказочная красавица Елена Премудрая (артистки Наталья Симанкина, Елена Ремхен) не хочет знать, что она к тому же – Прекрасная и что у нее есть сердце. Художник Леонид Черный поместил ее в декорации, напоминающие музейное помещение. Сидит Елена в музее, листает мудрую-премудрую волшебную книгу. Сбоку стоит глобус на деревянной стойке, напоминающей музейную витрину, высится волшебный камень - а окон в музее нет, поскольку на вольный воздух, на солнышко или под дождик Елена выходить не желает. И только Кот (арт. Владимир Лепа) в другом конце сцены, как другая часть ее души, мечтает о тепле, о широких светлых окнах, о том, что пора бы хозяйке замуж… Словом – о любви.

Есть в сказке и добрый, мужественный рыцарь. Здесь его зовут Солдат (арт. Павел Савинов). Есть и препятствия, которые ему придется преодолевать: Лес дремучий (артисты Илья Калинин, Денис Саков, Александр Ткаченко), Речка быстрая (арт. Юлия Гречкина), Змея-соблазнительница (арт. Мадина Шарапова). Есть даже ожившая Сказка (артистки Юлия Авакимова, Елена Куц). Все, как положено. И, естественно, в конце спектакля все счастливы, Добро побеждает Зло, и свадьба не за горами.

Спектакль поставил молодой режиссер из Санкт-Петербурга, выпускник ЛГИТМИКа Антон Милочкин. Он создал представление достаточно динамичное, дети смотрят его с удовольствием и неослабевающим вниманием, причем дети разного возраста, включая малышей.

Есть, однако, за традиционным сказочным сюжетом, веселыми, страшными, лукавыми поворотами пласты более глубокие. Связано это, как мне кажется, с игрой актрис, исполняющих в разных составах роль Елены Премудрой. Каждая по-своему выявляет главную, на мой взгляд, тему: что есть женственность и в чем женская сила.

Дебютантка Елена Ремхен (это ее первая роль в Ставропольском драмтеатре и на профессиональной сцене) о женственности своей героини не просто знать не хочет, но даже и не подозревает. Вот уж у кого «ум с сердцем не в ладу». Она даже не музейная сотрудница, а скорее учительница, причем суровая. Кота, который всячески «намекает», одергивает, как нарушителя дисциплины на уроке. Солдату справляться приходится не только со сказочными препятствиями, но и с этой ее холодностью. И выходит он при таком раскладе личностью совсем героической. Столько страху претерпел, от любви ласковой соблазнительницы, восточной красавицы Змеи отказался… И все ведь в одиночку, безо всякого расположения и поддержки Елены. Жалко солдатика!

Елена в исполнении Натальи Симанкиной холодной, скорее, притворяется. То ли кокетство это женское, то ли просто характер у нее, как Солдат говорит, не сахарный… Но женственность в ней совсем не глубоко спрятана и оживает с каждым появлением на сцене. С главным героем поэтому у нее совсем другие отношения. Она ему, пожалуй, сочувствует, а Коту противоречит «из вредности». В ее женственности та самая сила, которая Солдату победить помогает.

Как ни крути, «сказка ложь, да в ней намек». Если его не поймут малыши, то в полной мере ощутят подростки и взрослые, которых в зале тоже немало.

В спектакле заняты в основном молодые актеры. Павел Савинов, как и Елена Ремхен, дебютант, это его первый выход на профессиональную сцену после окончания Московского театрального училища имени Щепкина. С ролью он справился: добрый, храбрый, находчивый, каким сказочному солдату быть положено. И чуточку разный в зависимости от того, с кем из партнерш играет, – что уже интересно.

Особо хочется отметить Владимира Лепу в роли Кота. Он и забавен, и умен, и на кота похож, и каким-то непонятным образом играет скрываемую часть хозяйкиной души.

Спектакль заканчивается развернутой метафорой. Действующие лица оказываются на широком лугу, возле славно журчащей речки, все в длинных, под домотканые, желтых рубахах. То ли это рай, то ли память о детстве, когда мир вокруг любил и вызывал к себе любовь… Какой-то мальчик в зале позади меня сказал громко: «Адам и Ева». Дети понимают метафоры.