Жалуются не на законы, все больше - на волокитчиков
Накануне 10-летия новой Конституции России нельзя не отметить, что в стране есть желание и воля жить в гражданском обществе. Подтверждением тому служит проводимая властями всех уровней социальная политика, направленная на развитие экономики, улучшение материального благосостояния, укрепление демократических институтов, законности и правопорядка. Приняты новые кодексы, действуют суды присяжных и мировые суды, установлен судебный контроль за действиями правоохранительных органов, затрагивающими права и свободы человека. Установлены гарантии неприкосновенности жилища, частной жизни. Уголовный процесс все более приобретает состязательный и беспристрастный характер. Граждане получили широкие права на обжалование в суд действий должностных лиц и органов власти. Наряду с внутригосударственными механизмами российские граждане могут воспользоваться также и услугами Европейского суда по правам человека.
И все же нарушения прав и свобод человека в России носят еще весьма распространенный характер, в том числе и в нашем крае. На мой взгляд, причина кроется не столько в чьем-то злом умысле, что, конечно, имеет место, но и в несовершенстве некоторых законов, правовой безграмотности и культурном невежестве, прочих объективных и субъективных причинах. Есть подобное и в других странах, но там власти более последовательно совершенствуют механизмы защиты прав и свобод человека, терпеливо нацеливая своих граждан и должностных лиц на соблюдение законов. Более того, европейские стандарты в этой сфере предусматривают еще один, кроме ведомственных, независимый механизм защиты прав и свобод человека. Это система омбудсманов (у нас подобная должность называется уполномоченный по правам человека), которая действует в более чем 100 странах мира. Именно этот общественный институт призван быть посредником между государством в лице конкретного органа или чиновника и гражданином. Ценность его в том, что он независим, доступен людям, не имеет ведомственных интересов.
В демократическом обществе никто не может обладать монополией на истину, быть вне независимого контроля, тем более правоохранительные органы, так как состязательный характер их процессуальной деятельности, увы, тем не менее не исключает тенденциозности, субъективности восприятия и деятельности. Все эти недостатки не характерны для института уполномоченного ввиду его особого положения. Он не решает сам, а лишь пытается убеждать компетентное должностное лицо в ошибочности принятого решения. Он логично вписывается в существующую систему, выполняя роль правового индикатора. Он находится не так далеко от власти, чтобы не понимать принимаемых ею, порой не популярных, но объективно необходимых решений, и в то же время достаточно независим от нее, чтобы не быть связанным ее сиюминутными интересами.
В своих обращениях в органы власти граждане чаще всего жалуются не на плохие законы, а на предвзятое, заинтересованное их толкование и применение, на злостную волокиту, фактически лишающую их права на правосудие, на то, чтобы их жалобы не направлялись тем должностным лицам, решения которых опротестовываются …
Вместе с тем нередко права и свободы нарушаются из-за отсутствия или некачественности законов. Участвуя в различных форумах на федеральном уровне, я, как уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае, не раз поднимал вопрос о несовершенстве закона о гражданстве, что порождает массу жалоб и трудноразрешимых вопросов. В своем послании Федеральному собранию президент России признал его несовершенство и поручил доработать. Однако с тех пор прошло немало времени, а положение не изменилось, и нет уверенности, что в скором времени будет изменена сама концепция закона: изначально несправедливо, что он не делает различия между иностранными гражданами и бывшими гражданами СССР, длительное время живущими в России и по какой-то причине своевременно не оформившими свое или своих детей российское гражданство. В соответствии с инструкцией при подаче заявления они теперь должны предъявить в паспортно-визовую службу не менее 10 справок, за получением которых надо выезжать к месту бывшего жительства в ныне суверенные государства. Такой возможности у многих нет. И зачем же мучить людей, если в соответствии с инструкцией МВД подлинность документов все равно подлежит дополнительной проверке. Логично было бы для такой, пока еще многочисленной, категории лиц без гражданства сделать исключение, возложив право сбора большого количества справок за разумную плату на тот орган, который их требует. Кстати, аналогичные предложения в октябре 2002 года Госдума Ставропольского края направляла в федеральные структуры.
Негативно сказывается и отсутствие закона о порядке рассмотрения в органах государственной власти обращений граждан о нарушении их прав. Еще действующий Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 года, естественно, давно устарел. Попытки на местах восполнить этот пробел во многих случаях неудачны: не тот уровень компетенции. Нужен федеральный закон, который бы сохранил идеологию ранее действующего нормативного акта: обращения в органы государственные и местного самоуправления - это не только способ решения личных проблем, но и форма участия в управлении государством. Этим же законом должна быть предусмотрена административная, а при отягчающих обстоятельствах – уголовная ответственность должностных лиц за умышленную бюрократическую волокиту или принятие по жалобам заведомо неправильных решений. С учетом роста общественной активности населения назрел также вопрос о принятии закона об общественном контроле, упорядочении и координации этой деятельности.
Серьезное недовольство у населения вызвал закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Рассмотрев обращение краевого совета ветеранов войны и труда и обобщив имеющиеся по этому вопросу заявления, я направил обращение в адрес Госдумы РФ. Известно, что Дума уже работает над поправками и дополнениями к данному нормативному акту.
Несмотря на широкую дискуссию о давлении на малый бизнес, обещания властей всех уровней оградить его от излишней, обременительной и часто удушающей опеки налоговых и многочисленных контролирующих служб существенных перемен не произошло. Более того, не меньшая опасность для малого бизнеса исходит сегодня не от контролирующих или инспектирующих органов, а от органов местного самоуправления, запредельно завышающих арендную плату, поборы на общественную благотворительность, а коммунальные и прочие службы порой требуют оплаты за некие придуманные услуги. Нужен также закон об обеспечении гендерного равенства, чтобы оградить женщину от эксплуатации, сексуальных домогательств, широко распространенных, но тщательно скрываемых нарушений трудовых и других прав.