Между Сциллой и Харибдой
Впрочем, выбор между «черным» и «белым», перед которым поставили народных избранников, был продиктован не их собственной волей. В конце октября во вторую часть Налогового кодекса РФ были внесены изменения, согласно которым налог на имущество организаций переходит от федерального центра к регионам. Налоговая ставка также устанавливается субъектами Федерации. Закон было необходимо принять в авральном порядке, а если этого не сделать, то край в будущем году потерял бы значительные суммы налоговых отчислений. «Цена» принятия этого закона сулит Ставрополью, по разным оценкам, от 1,2 до 1,3 миллиардов рублей дополнительных поступлений в казну. Именно поэтому медлить было нельзя, и спикер ГДСК Ю. Гонтарь принял решение о созыве внеочередного заседания.
Первоначально Москва рекомендовала установить регионам процентную ставку по этому налогу в размере 2,6 процента, потом же снизила планку до 2,2. На откуп регионам также отдается устанавливать собственные льготы, сроки и порядок отчислений. Министерство финансов края, взвесив все «за» и «против», остановилось на цифре 2,2. (Именно такую ставку установили соседи из Астраханской области и Краснодарского края, такая же скорее всего будет принята и в Ростовской области). Она и стала рекомендованной в проекте закона, который внес в краевую Думу губернатор А. Черногоров.
Главные споры разгорелись вокруг налоговых льгот, которыми могут наделить производителей краевые законодатели. Федеральный закон предусматривает, что регионы по собственному разумению могут создать благоприятные инвестиционные условия для вновь открывающихся производств и предприятий, вплоть до полного освобождения от фискального бремени по этому налогу. Такая перспектива открывает заманчивые возможности для развития краевой экономики, создания новых рабочих мест, повышения жизненного уровня населения. С другой же стороны, если Дума совсем освободит предприятия от этого налога или же значительно снизит процент, в краевой казне звенеть громче не станет. Какой здравый смысл в том, чтобы отказываться от прибыли, которая сама в руки плывет?
Эта дилемма и встала перед народными избранниками. Обсуждение получилось жарким, мнения депутаты высказывали подчас диаметрально противоположные, причем и те, и другие подкреплены были вескими аргументами. Ю. Гонтарь назвал момент принятия этого закона даже скорее лежащим в политической, нежели в экономической плоскости. «Деньги не важны, важно стимулирование развития экономики», - резюмировал спикер. После долгих споров достичь согласия все же удалось. Был принят нейтральный вариант налога на имущество предприятий со ставкой в 2,2 процента. Новые же производства «отвоевали» себе две десятых процента налоговой льготы. В течение двух лет с момента открытия нового предприятия оно будет платить не 2,2, а двухпроцентную ставку. «Разница, на первый взгляд, невелика, но даже это можно считать маленькой победой», - говорили в кулуарах Думы.
Под занавес Думы разгорелся скандал, связанный с нынешней избирательной кампанией. Депутат М. Кузьмин передал спикеру два депутатских запроса. Первый касался распространенной среди избирателей в Ставропольском округе повестки в прокуратуру. Тем, кто ее получил, надлежало явиться к следователю в качестве обвиняемого. Дать показания следовало по делу о якобы подкупе избирателей депутатом М. Кузьминым. Второй касался правомочности использования российской геральдики на собственной корреспонденции другого депутата краевой Думы – Александра Кузьмина. В письмах к жителям округа он просил написать ему наказы. Прокурор края В. Калугин пообещал разобраться в обоих случаях.
По окончании внеочередного заседания Думы состоялось совещание депутатов и членов правительства по бюджету края на будущий год. Его итогом стало решение о создании согласительной комиссии, в которую войдут члены ПСК и ГДСК.