00:00, 19 ноября 2003 года

Голода, конечно, не будет, но…

- Голода не будет, - говорит он. - В год жители Ставрополья потребляют до 350 тысяч тонн зерна – естественно, в виде хлеба, батонов и плюшек. Этим летом было собрано 2,9 млн. тонн пшеницы, в том числе 2,3 млн. – продовольственной. Селянам выдано в качестве натуроплаты и на земельные паи 938 тысяч тонн зерна, вполне пригодного для хлебопечения. Основные же проблемы связаны с формированием муниципальными образованиями фондов, где должно храниться зерно и мука, из которой в течение года пекут хлеб для населения. У каждого района свой план в соответствии с заданием ПСК.

В большинстве районов накоплен достаточный опыт, и для закупки зерна используются различные источники: например, средства, полученные от аренды земель, а также налоговые освобождения, выручка от реализации продукции и т.д. Стабильно работают в этом направлении администрации Пятигорска и Невинномысска.

Совсем по-другому обстоят дела в Ессентуках, Минеральных Водах, Железноводске, где не заключаются договора с поставщиками и производителями хлеба, здесь нет даже учета и контроля за поступлением продукции, почти не выделяются бюджетные средства. Само собой разумеется, у администраций муниципальных образований нет целевых программ бесперебойного снабжения хлебом населения.

В полном объеме заготовлено зерно для нужд самообеспечения в Апанасенковском, Александровском, Благодарненском, Грачевском, Ипатовском, Кировском – всего в 16 районах края. В остальных – увы…

- Но даже если случится что-то из ряда вон выходящее, - говорит Владимир Немашкалов, - краевой страховой фонд способен обеспечивать хлебом все Ставрополье в течение трех месяцев.

Впрочем, лучше пусть не случается ничего «из ряда вон». Что же касается цен на хлеб… Собственно, крестьянин не является инициатором подорожания. Да и выгоды от этого не имеет. По подсчетам экономистов, ему достается только десятая часть от стоимости зерна. Все остальное – добыча посредников, производителей и торговцев. Переработчики в один голос твердят о высоких затратах на производство хлеба. Действительно, начиная с 1991 года, электроэнергия подорожала в 140 раз, да и бензин, что называется, не сложит себе цену.

Но можно подумать, что сельские труженики живут без света, а их комбайны заряжаются солнечной энергией. За последние шесть лет дизтопливо подорожало в 40 раз, а зерно – в 11. Чувствуете разницу?