00:00, 5 ноября 2003 года

Огнезащита Добровольского

Потом выяснилось, что «доказавший» теорему Ферма даже средней школы не закончил. А «открыватель» закона состоит на учете в психиатрической больнице. А предлагающий «повысить урожаи» в свое время лишился должности колхозного агронома из-за того, что урожаи на вверенных ему полях были в 2-3 раза ниже, чем на соседних. В общем, всякого рода непризнанных гениев и изобретателей вечных двигателей в редакциях обычно принимают без особого энтузиазма. И не я один.

Таким же поначалу показался мне очередной посетитель. Тем более, он сразу заявил, что обращался уже и к президенту Путину, и в федеральное правительство, и к нашему губернатору… Никто его разработками не заинтересовался. Чтобы понять, кто же передо мной и расставить все точки над «I», задал посетителю несколько уточняющих вопросов: какое у вас образование, где работаете, давно ли изобретательством занимаетесь?.. Последовавшие на них ответы показали, что этот посетитель как минимум достоин серьезного разговора. Итак, познакомимся. Сергей Михайлович Добровольский, 90 лет от роду, заслуженный рационализатор РФ, участник Великой Отечественной войны, закончил Харьковский химико-технологический институт, всю жизнь работал, в частности на строительстве БСК, в СтавНИИГИМе. К тому же автор нескольких изобретений и множества рационализаторских предложений. Сейчас на пенсии, но дома не сидится – есть новые идеи, они-то и не дают ему спокойно растить внуков и обрабатывать приусадебный участок.

Многое из того, что он предлагает, поймут и оценят прежде всего не журналисты, а специалисты. Ну, например, идея использования геотермального тепла земли для удешевления электроэнергии. С ней он обращался лично к президенту В. Путину. Тот дал поручение департаменту гос-энергонадзора изучить предложенную технологию. Департамент оценил ее положительно. Однако энергетики-практики, в частности, работающие на Ставропольской и Невинномысской ГРЭС, сочли предложенную технологию слишком хлопотной. Ну и Бог им судья.

Но есть у Добровольского идеи и разработки, которые могут быть понятыми даже непосвященными людьми. Такая, к примеру. На территории Ставрополья есть несколько миллионов кубометров фосфогипса. Считаясь отходами химического производства, это сырье фактически лежит под ногами. А его можно использовать для производства кирпича, блоков, бетонных растворов. Введение 15-20% фосфогипса в сырьевую смесь для изготовления силикатного кирпича обеспечивает повышение прочности, водонепроницаемости и морозостойкости кирпича. Фасадная краска, изготовленная с использованием фосфогипса, не разрушается в течение 15 лет. А огнезащитная краска, приготовленная на основе все того же фосфогипса, защищает древесину и другие материалы от возгорания на весь период эксплуатации.

Другое сырье, которое тоже лежит под ногами, – дефекат. Это один из отходов сахарного производства. Хранилища его занимают многие гектары плодородной земли. В процессе хранения он разлагается, загрязняя окружающую среду. А если, как предлагает С. Добровольский, обработать дефекат при температуре 120-150оС, получается порошок, необходимый для изготовления асфальтобетона. Бетоны, в которых 12-15% цемента заменено дефекатом, обладают повышенной прочностью, морозостойкостью, водостойкостью и устойчивостью к выщелачиванию. Этот вывод моего собеседника подтвержден экспериментально, а его разработка защищена авторским свидетельством.

Есть у него немало других ценных идей, например, как можно использовать петролатум (отход нефтеперерабатывающих заводов) или отходы деревообрабатывающих предприятий. Но, пожалуй, главное чем занимался С. Добровольский в течение своей жизни и чем продолжает заниматься сейчас, – разработка и изготовление огнезащитных материалов. Для того чтобы уберечь деревянные конструкции от огня, сейчас чаще всего используют так называемые антипирены. Они дешевы, но способны защитить обработанную им и поверхность лишь в течение 1-2 лет. Есть более дорогие составы, которые эффективны в течение 7-10 лет. Тот огнезащитный состав, который предлагает С. Добровольский, стоит гораздо дешевле, а защищает дерево и ткани от огня гораздо дольше. В акте испытательно-пожарной лаборатории УВД Ростовской области по этому поводу сказано следующее: «Данное огнезащитное покрытие относится к 1-й группе огнезащитного эффекта… разрушения покрытия под действием пламени не отмечалось». Есть еще несколько экспертных заключений по этому покрытию, подтверждающих, что дерево и ткани, обработанные им, в огне не горят. Есть авторское свидетельство и патент. Беда только, что знают об этой разработке С. Добровольского немногие. И спрос невелик. Ну так, может, стоит оно дорого или приготовить этот состав сложно – предположил я. И опять ошибся. Руководитель краевой организации Всероссийского добровольного противопожарного общества Ф. Кутепов рассказал, что изобретателю его организация выделила небольшое помещение, где есть бетономешалка. Когда появляются заявки на это покрытие, С. Добровольский сам за несколько часов готов приготовить любое количество этого состава. Причем все из тех же химических отходов. А еще он недавно разработал специальный огнезащитный лак, который тоже стоит дешево, но весьма эффективен против пожаров.

- И часто бывают заявки? - поинтересовался я.

- К сожалению, из других регионов состав заказывают чаще, чем из нашего края, - ответил Ф. Кутепов. Посетовав при этом, что школы в стране горели и, очевидно, будут еще гореть, и пожары на военных складах случаются частенько, да и все другие общественные и частные строения в пожарном плане небезопасны.

У С. Добровольского поводов для сетований еще больше.

- Поймите, мне ведь уже 90 лет. Сколько еще осталось – неизвестно. И единственное, чего я хочу, – придите и возьмите мои изобретения. Ну, неужели это никому не нужно?

Вот ведь вопросик! И как тут не вспомнить высказывание про незавидную долю пророка в своем Отечестве. А ведь предлагает он, если задуматься, и вовсе элементарные вещи: просто нагнуться и взять под ногами то, что там десятилетиями бездарно валяется. Чтобы по специальным и уже опробованным технологиям делать потом кирпичи, бетоны, асфальт, огнезащитные краски и многое другое. Неужели это и впрямь никому не нужно? Очень хотелось бы, чтобы в этом своем утверждении наш земляк С. Добровольский ошибся.