00:00, 5 сентября 2003 года

Приказы все пишут и пишут, взрывы гремят и гремят

Тогда, в день теракта, по центральным каналам ТВ прошел сюжет, в котором министр внутренних дел РФ Б. Грызлов, насупив брови, сообщил: «Сотрудники Главного управления внутренних дел на транспорте, безусловно, должны были проявлять большую настойчивость и в оперативном плане, и в плане профилактическом, чтобы не допускать таких возможных терактов». Я зарделся от стыда. Но вовсе не за земляков-милиционеров.

Четыре месяца назад я беседовал с начальником Минераловодского ЛУВДТ полковником милиции В. Колядой. Еще тогда Валерий Иванович с досадой говорил, что руководство СКЖД не выделяет средств на обеспечение безопасности. Между тем достаточно, например, установить стационарные металлоискатели и камеры наружного наблюдения – и вероятность теракта на железнодорожных вокзалах будет сведена практически к нулю. Но все его обращения по этому поводу остались без ответа.

И ведь так обстоят дела по всей стране. Неужели министр МВД этого не знает?

Впрочем, как показал последний теракт, для совершения злодеяния террористам вовсе не обязательно проникать на вокзалы. Достаточно остановить машину на автотрассе (а она во многих местах почти вплотную примыкает к железной дороге), подбежать к насыпи, сунуть пакет со взрывчаткой под рельсы и затем с пультом дистанционного управления поджидать электричку или поезд. Какая настойчивость транспортной милиции «…и в оперативном плане, и в плане профилактическом» помешает мерзавцам нажать кнопку?..

Допустим, после посещения места трагедии министром путей сообщения Г. Фадеевым по всей Кисловодской ветке установят камеры наблюдения, и террористы оставят в покое жителей городов-курортов. А что, по другим направлениям железной дороги живут люди, о безопасности которых не стоит беспокоиться? Напомню, что по весне возле железнодорожной насыпи на перегоне «Минеральные Воды – Дебри» были обнаружены три гранаты, 39 «выстрелов» к гранатомету и более 2300 патронов. Лишь благодаря счастливой случайности тогда удалось предотвратить беду.

Когда взорвали госпиталь в Моздоке, стрелочником сделали начальника госпиталя Аракеляна. Мол, не выполнил приказ: не установил перед воротами дополнительные заграждения. Я хорошо знаю это место, долго жил в расположенном по сеседству общежитии гардинной фабрики. Представляю, что сделал бы террорист, увидев перед воротами госпиталя бетонные блоки: он развернул бы КамАЗ со взрывчаткой и врезался бы в общежитие. Жертв было бы еще больше. Но кого бы тогда определили в стрелочники? Старушку-комендантшу?

Даже если в этот раз задержат исполнителей теракта, даже если во всех деталях установят, где они взяли взрывчатку и как подложили ее на железнодорожное полотно, если неопровержимо докажут связь террористов с кем-либо из руководителей чеченских бандформирований, если отдадут под суд сержантов, разжалуют полковников и пожурят генералов – это ровным счетом ничего не изменит.

Пора, наконец, честно признать, что пока по Чечне будут безнаказанно разгуливать Басаев, Масхадов и другие лидеры сепаратистов, волну терактов остановить не удастся. Поэтому тысячу раз прав заместитель председателя Государственной Думы СК И. Прокопенко, заявивший после взрыва под Кисловодском: «За это все-таки должны отвечать те, кто руководит нашим государством».

* * *

Версия

Официальные комментарии по поводу теракта сегодня весьма скупы, однако из некоторых источников, близких к правоохранительным органам, удалось узнать сугубо неофициальные, еще раз подчеркиваю, версии произошедшего.

Еще в среду, когда произошел теракт, стало известно, что сотрудниками линейного отдела УВД был обнаружен тяжело раненый мужчина без документов, на которого пало подозрение в причастности к преступлению. Некоторые очевидцы заметили, что он отползал от взорванной электрички раньше, чем из развороченного вагона начали выбираться другие жертвы теракта (правда, есть свидетельства и о том, что этого человека просто вышвырнуло из окна взрывной волной). Сейчас подозреваемый без сознания находится в одной из больниц Кавминвод. Тем не менее, помимо свидетельских показаний есть и другие моменты, говорящие в пользу того, что неизвестный был непосредственным исполнителем теракта.

По мнению некоторых специалистов, то, как была заложена взрывчатка, наводит на мысль, что действовал либо дилетант, либо у террориста было мало времени: фугасы не подложили под рельсы, а закопали в насыпи. Насчет ограниченности во времени возникают сомнения: место там довольно безлюдное, и возможностей заложить заряд ночью у террористов было предостаточно. К тому же, вряд ли они планировали и осуществляли такой масштабный теракт «на ходу». Кстати, в это время и на этом месте, как правило, встречаются две электрички. К счастью, в среду график движения чуть сбился, иначе жертв было бы значительно больше…

Более правдоподобно выглядит такая версия: взрывчатку заложил дилетант, который что-то сделал неправильно и, не успев отбежать, сам пострадал от взрыва. Еще один вариант той же версии – «дилетанта», не отличающегося моральными принципами, наняли за хорошие деньги, и, когда он закончил закладку, некто нажал кнопку дистанционного пульта, избавляясь от ненужного свидетеля…

Что касается других подозреваемых (в среду говорилось о задержанных: автомашинах), то, по утверждениям компетентных источников, на сегодня все, кто был задержан, опрошены, проверены и отпущены ввиду полной непричастности к теракту…