Один за всех
Прошло более четырех месяцев с того дня, как на Ставрополье стала создаваться Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) с телефонным номером «01». По замыслу спасателей, информация, поступающая на этот телефон, будет доводиться до всех взаимодействующих с МЧС служб. Последних только в Ставрополе насчитывается целая дюжина, и у каждой свой телефонный номер, что существенно затрудняет проведение оперативных действий в случае чрезвычайных ситуаций. Чтобы узнать, как развивается ЕДДС, корреспонденты «СП» отправились в центр управления силами государственной противопожарной службы МЧС РФ по СК.
Скрытые резервы
- В первые дни после того, как было объявлено о новых функциях телефона «01», на нас обрушилась лавина звонков, - рассказывает начальник ЦУС полковник Сергей Кузьминов. - Люди сообщали о прорывах канализации, запертых дверях, отключении электричества и прочем. Поскольку ЕДДС только создавалась, мы были вынуждены отвечать, что подобные ЧП не относятся к нашей компетенции. Единый телефонный номер вызова спасателей и пожарных сейчас ориентирован только на чрезвычайные ситуации. То есть по «01» надо звонить в случае ДТП, пожаров или других нештатных ситуациях…
Кроме того, пришлось столкнуться с огромным комплексом технических проблем. Например, действовавший в Ставрополе центр управления ГПС, где принимают все звонки на «01», не отвечал в полной мере даже нормативам противопожарной службы. Там имелось всего семь телефонных линий, которые обслуживали два диспетчера. К счастью, опасения специалистов, что на первых порах работы ЕДДС увеличится время обслуживания поступающих заявок, не подтвердились. Люди по привычке продолжали сообщать об авариях в основном в ведомственные диспетчерские службы города.
Еще одна проблема - финансирование работ по созданию в Ставропольском крае ЕДДС. Ни в одном бюджете - ни государственной противопожарной службы, ни МЧС, ни краевом или федеральном - не предусматривалось выделение средств на эти цели.
- Только изыскав внутренние резервы, нам удалось создать оборудованный самой современной техникой центр управления ЕДДС края, - рассказывает Сергей Кузьминов. – Установлены системы экстренной коммутации абонентов, а специальные компьютерные программы позволяют регистрировать поступающие сообщения в режиме реального времени. На мониторы можем вывести любую точку Ставрополья, где разыгрались техногенная катастрофа или стихийное бедствие. Проложены линии прямой связи с другими аварийно-диспетчерскими службами. Однако почивать на лаврах нам рано, потому что ЕДДС предстоит еще дорабатывать и развивать. Фактически заложен только первый камень в построение масштабнейшей системы оповещения...
Отметим, что здесь начальник ЦУС явно скромничает, ибо подобных центров на Юге России больше нет. Поэтому именно в Ставрополе прошло совещание руководителей региональных управлений МЧС по внедрению ЕДДС. На нем начальник Южного регионального центра по делам ГО и ЧС генерал-лейтенант Иван Тетерин призвал подчиненных быстрее перенимать ставропольский опыт.
В одной упряжке
К другому крупному успеху в создании единого телефонного номера можно отнести преодоление ведомственных разногласий. Дело в том, что в краевом центре за несколько лет до создания ЕДДС действовала разработанная службой спасения Ставрополя объединенная система оперативного дежурного управления, или ОСОДУ. По словам ее создателя, программиста службы «000» Александра Глебова, действует ОСОДУ довольно просто. Например, по телефону человек сообщает о пожаре. Как только диспетчеру становится известен адрес, он за считанные секунды предоставляет пожарным и спасателям всю информацию об объекте: где обесточивается здание, проходит газопровод, сколько людей может находиться в помещениях и так далее. Затем информация о ЧП выкладывается на электронную карту города, что позволяет контролировать выполнение полученных заявок.
Благодаря объединению всех городских справочников ставропольским программистам удалось превзойти даже широко разрекламированную службу «911». Американцы до сих пор не смогли создать интегрированную систему - на пульты спасателей заявки из других диспетчерских служб напрямую не поступают, то есть они работают не в «оперативном», а в «почтовом» режиме. Поэтому ставропольское «ноу-хау» в качестве одной из приоритетных разработок включено в программу «Электронная Россия».
Как только МЧС заявило о создании единого телефонного номера «01», возник вопрос, не приведет ли дублирование информационных систем к путанице среди населения?
Решили, что, поскольку ОСОДУ прошло испытание временем, да и диспетчеров по приему заявок от населения в городской службе спасения гораздо больше, чем у пожарных, именно они и будут принимать звонки на «01». Под городской центр ЕДДС было передано помещение пожарной части №13 на проспекте Кулакова. Кроме того, расширен штат спасателей. В дополнение к диспетчерам и психологам вахту на едином телефоне теперь будет нести и представитель противопожарного управления. А созданный в управлении противопожарной службы МЧС РФ по СК центр управления ЕДДС будет ориентирован на весь край. По словам специалистов, в полном объеме единый телефон спасения в Ставрополе заработает уже в октябре.
В глубинке без существенных перемен
К сожалению, не так оптимистично, как в краевом центре, обстоит дело с внедрением единого телефонного номера в районах. Из-за недостатка «внутренних резервов» пожарным удалось провести только организационные изменения в своих частях. Так, в райцентрах Ставрополья, где в штатном расписании не было даже вакансии для диспетчеров «01», они появились, но… за счет сокращения пожарных расчетов.
По словам С. Кузьминова, еще предстоит соединить прямыми оптико-волоконными линиями все дежурно-диспетчерские службы края с центром. Специалистами УГПС МЧС по СК разработана рассчитанная на два года программа внедрения на Ставрополье ЕДДС. Она сейчас передана на рассмотрение в правительство СК, и от того, найдет ли оно деньги, зависит, появится ли в глубинке телефон спасения «01». Однако, несмотря на различные трудности, пожарные уверяют, что к концу 2003 года все дежурно-диспетчерские службы МЧС в городах с населением более 50 тысяч человек перейдут на единый телефонный номер «01».