00:00, 20 августа 2003 года

На одном чистом выдохе

Василий Стефанович Комаров родился в станице Лысогорской. Ветеран Великой Отечественной, инвалид по ранению. Заочно окончил Народный университет искусств. Многократный участник художественных выставок, дипломант Всероссийской художественной выставки 1967 года. Немало его картин находится у коллекционеров Англии, США, Канады, Польши, Греции. Причина такого внимания к его творчеству кроется в естественности, открытости работ, идущих от традиций русского пейзажа конца XIX - начала ХХ века – от Левитана, Туржанского, Петровичева, Крымова. Но никому из них Комаров не подражает – набор черт, таких узнаваемых и дорогих каждому, соединяется у мастера по-своему, непохоже. А главное, его работы естественны и правдивы – качество, присущее настоящему таланту.

Трудно, кажется, здесь, на Кавказе, вдалеке от признанных пейзажных школ – среднерусской, северной, достичь такой же яркости и узнаваемости пейзажного языка. Тем не менее особенности манеры художника те же – простота, сдержанность, лиричность, ставшие классическими для русского пейзажа.

Правда, картины В. Комарова значительно обогащены находками более позднего времени – силой цвета, декоративностью, контрастами освещения. И везде мотив такой незамысловатый: озеро или речка, снегом припорошенные стволы деревьев или окрашенная закатом дорога...

Одной из причин успеха комаровских произведений является техника исполнения его якобы простых пейзажей - она блестяща и артистична. Преобладает мастихинный мазок – то есть он исполнен металлической лопаткой, служащей для снятия краски с холста. Но художник работает и кистью – сочетание этих различных приемов, способствующее сплавленности и сложности цвета, делает работы привлекательно- декоративными и вместе с тем глубокими по настроению, вживанию в природу. Почти во всех картинах присутствует цветовая «подложка» - где красно-коричневая, где темно-синяя, лежащая в самом нижнем слое живописи. Она то слегка мерцает сквозь верхние слои живописи, создавая ощущение, что полотно «светится», то свободно выходит на поверхность, придавая произведению колористическую цельность.

Нельзя не сказать о невероятной художественной памяти мастера. Далеко не все художники-пейзажисты работают непосредственно с натуры. Например, гениальный русский пейзажист Ф. Васильев чаще всего писал картины по воспоминаниям. Путешествуя с И. Репиным по Волге, он ночью зарисовывал то, что видел днем. Но В. Комаров очень точно запоминает не просто индивидуальность ландшафта, а удивительную тонкость настроения, что-то почти невидимое, неосязаемое: как легко и незаметно гонит ветерок рябь по воде, как колеблются тени деревьев, как вечернее солнце огибает темные стволы, оставляя на них тягучие жаркие нити…Чернильные росчерки древесных крон на зеленоватом небе позднего заката, когда тени становятся острыми, графическими, а снег приобретает сливочный оттенок…

Талант Василия Стефановича Комарова – открытие, которое становится особенно дорогим сегодня, когда состояние культуры таково, что в массе выставок, вернисажей чаще всего не возникает ощущения подлинности увиденного. Иные художники спешат во что бы то ни стало заявить о себе, обрести свою манеру, иногда просто ее выдумать или скомпилировать, а не поднять - из глубины своей личности, из неповторимости жизни. Открыть и донести до людей лучшее, что есть в тебе, до самой глубины. Как это случилось с Василием Стефановичем – война, раны, преподавание в школе, болезнь не помешали ему достучаться до нас своими, на одном чистом выдохе исполненными пейзажами...

Л. ЯГУШЕВСКАЯ