Что такое художественный вкус
Сто пятьдесят восемь сезонов отыграли несколько поколений актеров в Ставропольском академическом театре драмы имени М.Ю. Лермонтова. Стихли аплодисменты, погасли прожекторы, опустели ряды кресел. Позади еще один этап сложного пути, на котором встречается все: ошибки, разочарования, горечь неудачи, мучительный поиск, радость победы и удовлетворение от успеха…
На мой взгляд, репертуарная линия театра в прошедшем сезоне была выбрана верно, спектакли ориентированы на различную степень подготовленности восприятия зрителем. Любители окунуться в историю, посмеяться, поплакать над судьбой простого русского человека выберут, конечно же, «Шута Балакирева». Зритель, тяготеющий к психологическому театру, может посетить «Священное пламя». Тот, кого волнуют проблемы современной жизни, выберет «Черное молоко». Для эстетствующего театрала – стилевой спектакль «Король. Дама. Валет». Кто хочет отдохнуть душой, любит яркое и пестрое зрелище, темпераментные танцы, яркие краски костюмов, тот ринется на «Хитроумную влюбленную». Любящий серьезную западную классику поразмышляет над «Отцом». Поклонники русской классики обрадуются «Касатке». Не забыта и юная публика – для нее есть сказка «Финист – ясный сокол». Таким образом, на сцене соседствуют Г. Горин, В. Сигарев, Лопе де Вега, С. Моэм, В. Набоков, А. Толстой, А. Стриндберг. Сохраняются в репертуаре с успехом идущие спектакли по пьесам В. Шекспира, А. Островского, Н. Гоголя, С. Мрожека, Н. Птушкиной, А. Галина.
Думаю, не всякий театр провинции способен сформировать репертуар с таким богатством авторских имен. Тем удивительнее читать («Ставропольская правда», 26.06.03 г., «Душе простор нужен») о том, что «… репертуарной политике театра недостает художественного вкуса, такта…». Если Островский и Шекспир, Гоголь и Толстой, Лопе де Вега и Стриндберг, Мрожек и Моэм, Булгаков и Набоков – это недостаток художественного вкуса, то что такое тогда вообще художественный вкус? Под тактом и вовсе непонятно, что подразумевается, а уж упрек в непонимании ситуации в обществе – это, на мой взгляд, просто безапелляционное суждение. В том-то и дело, что именно глубокое понимание состояния современного российского общества и толкает нас к именам, которые я перечисляю выше. Заметное падение нравственного уровня современного человека заставило нас обратиться к с большим трудом найденной среди нынешнего драматургического хлама пьесе «Черное молоко», которую уже, увы, покойный режиссер Х. Гима поставил кровью сердца, болью совести, но – с надеждой. И это заметно в спектакле! Преобладание молодого зрителя на представлениях пьесы – достижение театра. Вот только один отзыв:
«Черное молоко» – это о нас нынешних, загнанных в жуткую колею выживания. Мы мечемся, не можем понять, за что же нам выпало такое. Но лучик надежды есть. Он в образе Шуры, которая поняла, что еще осталось добро и добрые люди. Она тянется к этому добру. Алексей, 20 лет. Студент». Лучше не скажешь. «Безнадеги» молодой человек не увидел в спектакле и, по всей вероятности, не пойдет вешаться.
Добавлю свое сугубо личное мнение по поводу приведенной выше газетной публикации. В ней мне увиделся (дай бог, чтобы это только почудилось!) указующий перст. Но цензура в современном российском государстве отменена законом, а посему художник обрел право на свободу творчества, свободу в той или иной мере, форме высказывать свои мысли. Цензура для него внутри – это совесть художника, его гражданская позиция…
Эпиграфом к спектаклю «Шут Балакирев»взяты стихи поэта Н. Зиновьева:
«Меня печалит вид твой грустный,
Какой бедою ты тесним?
А человек сказал: я русский…
И Бог заплакал вместе с ним».
Многие в зале действительно плачут, когда в конце спектакля измордованный и полумертвый Иван Балакирев (артист А. Жуков) играет протяжную, тоскливую, рвущую душу мелодию. Немало удач в этой постановке у актеров, но работы народной артистки РФ Н. Зубковой (Екатерина) и заслуженного артиста РФ М. Михайлова (Петр Первый) отличаются отменным качеством. Хочу отвести упреки спектаклю, где якобы много ненормативной лексики. Если бы уважаемые граждане читали оригинал пьесы, то они бы пришли в ужас: так много там этой самой лексики. В спектакле же звучит она три-четыре раза в местах, где без нее просто не обойтись. Кстати, аналогичный спектакль театра Ленком в постановке М. Захарова насыщен ненормативной лексикой (точно по пьесе), но это не помешало ему получить президентский грант как достижение в области театрального искусства. Мы же и в программе к спектаклю почти что извиняемся за те три-четыре «ненорматива».
Дуэт Н. Зубковой и М. Михайлова мы видим в точно выстроенном, неторопливом по темпу спектакле «Отец». Играют в нем актеры предельно достоверно, убедительно, но пальму первенства я бы отдал М. Михайлову. Его ротмистр ярок, понятен, эгоистичен в какой-то мере, но и добр, радушен. Заявление жены, что дочь она родила от другого мужчины, ломает героя. Актер с большим мастерством показывает постепенное угасание этого не-ординарного человека, не вынесшего предательства самой близкой, когда-то глубоко любимой женщины.
О спектакле «Священное пламя» писать нелегко. У него много оппонентов. Но рискну все же сказать, что «Священное пламя» – праздник театрального искусства. Во-первых, он – ансамблевый. Каждый актер играет «на своем инструменте», а «оркестр» звучит слаженно и вдохновенно. Во-вторых, в нем выдержан стиль. Великолепна в роли миссис Тэбрет народная артистка РФ В. Рабовская. Ее заключительный монолог – чудо актерской игры, на мой взгляд. Необычны в своих ролях заслуженный артист РФ А. Ростов и актриса С. Колганова. В роли Стеллы по-новому показалась И. Баранникова. Красивая, холодная, жеманная, вся какая-то изломанная, неискренняя. Чуть-чуть бы Ирине добавить внутреннего перевоплощения. Художественная целостность спектакля – вещь трудно достижимая, но если она присутствует…
«Король. Дама. Валет» – эстетизированный, высокоорганизованный спектакль, стилевой, несколько холодноватый, но какими-то неуловимыми нюансами заставляющий неотрывно следить за происходящим на сцене. Мне кажется, что из всех приезжих режиссеров О. Рыбкин (г. Москва) – лучший. Он не отнесся свысока к нашему театру как к чему-то дремуче-провинциальному. Наоборот! Высоко поднял планку, а актеры с готовностью и радостью взяли разбег, чтобы эту планку преодолеть. Пример – работа заслуженного артиста РФ М. Мальченко. Казалось бы, совершенно не главные роли исполняет этот безусловно талантливый актер. Но какой он разный! У железнодорожного служащего, кондуктора, хозяина квартиры – лицо М. Мальченко. Лицо – одно, а люди – разные. Разные жесты, разные голоса, масса «приспособлений». Забываешь, что играет один и тот же артист. Достойно восхищения подобное мастерство. Хорош И. Калинин в роли Филиппа. Молодой актер постепенно показывает изменения в провинциальном мальчике: от наивного и открытого до холодно-расчетливого человека, которого не очень трогает смерть любимой женщины. Тешу себя надеждой, что «Король. Дама. Валет» выдержит испытание «на зрителя», ибо такие спектакли требуют подготовки восприятия, а эта подготовка трудно обретается. Театр старается удовлетворить тех зрителей, для которых искусство не только развлечение.
А вот яркая зрелищность «Хитроумной влюбленной» как раз и предназначена тем, кто видит в театре возможность отдохнуть, развлечься. Ничего плохого в этом нет. Одна из лучших пьес испанца Лопе де Вега включалась в репертуар именно из таких соображений. Фантазия режиссера-постановщика заслуженного деятеля искусств РФ В. Бирюкова пришлась тут как нельзя кстати. Яркие костюмы, темпераментные танцы, непритязательный сюжет, выразительные мизансцены (чего только стоит диалог на балконе Белисы и Эрнандо), раскованная игра артистов, среди которых надо отметить Л. Ковалец и В. Савинова, и даже апофеозный фейерверк – все привело к успеху постановки.
Закончился сезон премьерой по пьесе Алексея Толстого «Касатка» в постановке П. Орлова (Москва). Но о ней речь отложим до следующего сезона, нового, сто пятьдесят девятого, который откроется восемнадцатого октября.
* * *
Итак, читатель имеет возможность сравнить два взгляда на сцену – из зрительного зала и «из-за кулис». Предоставим ему самому разобраться в ситуации. Нам же кажется полезным такое обоюдное, заинтересованное обращение к жизни главного театра края, театра, который публика любит и потому вправе ждать от него настоящих творческих достижений.

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
