00:00, 1 августа 2003 года

Что такое художественный вкус

Сто пятьдесят восемь сезонов отыграли несколько поколений актеров в Ставропольском академическом театре драмы имени М.Ю. Лермонтова. Стихли аплодисменты, погасли прожекторы, опустели ряды кресел. Позади еще один этап сложного пути, на котором встречается все: ошибки, разочарования, горечь неудачи, мучительный поиск, радость победы и удовлетворение от успеха…

На мой взгляд, репертуарная линия театра в прошедшем сезоне была выбрана верно, спектакли ориентированы на различную степень подготовленности восприятия зрителем. Любители окунуться в историю, посмеяться, поплакать над судьбой простого русского человека выберут, конечно же, «Шута Балакирева». Зритель, тяготеющий к психологическому театру, может посетить «Священное пламя». Тот, кого волнуют проблемы современной жизни, выберет «Черное молоко». Для эстетствующего театрала – стилевой спектакль «Король. Дама. Валет». Кто хочет отдохнуть душой, любит яркое и пестрое зрелище, темпераментные танцы, яркие краски костюмов, тот ринется на «Хитроумную влюбленную». Любящий серьезную западную классику поразмышляет над «Отцом». Поклонники русской классики обрадуются «Касатке». Не забыта и юная публика – для нее есть сказка «Финист – ясный сокол». Таким образом, на сцене соседствуют Г. Горин, В. Сигарев, Лопе де Вега, С. Моэм, В. Набоков, А. Толстой, А. Стриндберг. Сохраняются в репертуаре с успехом идущие спектакли по пьесам В. Шекспира, А. Островского, Н. Гоголя, С. Мрожека, Н. Птушкиной, А. Галина.

Думаю, не всякий театр провинции способен сформировать репертуар с таким богатством авторских имен. Тем удивительнее читать («Ставропольская правда», 26.06.03 г., «Душе простор нужен») о том, что «… репертуарной политике театра недостает художественного вкуса, такта…». Если Островский и Шекспир, Гоголь и Толстой, Лопе де Вега и Стриндберг, Мрожек и Моэм, Булгаков и Набоков – это недостаток художественного вкуса, то что такое тогда вообще художественный вкус? Под тактом и вовсе непонятно, что подразумевается, а уж упрек в непонимании ситуации в обществе – это, на мой взгляд, просто безапелляционное суждение. В том-то и дело, что именно глубокое понимание состояния современного российского общества и толкает нас к именам, которые я перечисляю выше. Заметное падение нравственного уровня современного человека заставило нас обратиться к с большим трудом найденной среди нынешнего драматургического хлама пьесе «Черное молоко», которую уже, увы, покойный режиссер Х. Гима поставил кровью сердца, болью совести, но – с надеждой. И это заметно в спектакле! Преобладание молодого зрителя на представлениях пьесы – достижение театра. Вот только один отзыв:

«Черное молоко» – это о нас нынешних, загнанных в жуткую колею выживания. Мы мечемся, не можем понять, за что же нам выпало такое. Но лучик надежды есть. Он в образе Шуры, которая поняла, что еще осталось добро и добрые люди. Она тянется к этому добру. Алексей, 20 лет. Студент». Лучше не скажешь. «Безнадеги» молодой человек не увидел в спектакле и, по всей вероятности, не пойдет вешаться.

Добавлю свое сугубо личное мнение по поводу приведенной выше газетной публикации. В ней мне увиделся (дай бог, чтобы это только почудилось!) указующий перст. Но цензура в современном российском государстве отменена законом, а посему художник обрел право на свободу творчества, свободу в той или иной мере, форме высказывать свои мысли. Цензура для него внутри – это совесть художника, его гражданская позиция…

Эпиграфом к спектаклю «Шут Балакирев»взяты стихи поэта Н. Зиновьева:

«Меня печалит вид твой грустный,
Какой бедою ты тесним?
А человек сказал: я русский…
И Бог заплакал вместе с ним».

Многие в зале действительно плачут, когда в конце спектакля измордованный и полумертвый Иван Балакирев (артист А. Жуков) играет протяжную, тоскливую, рвущую душу мелодию. Немало удач в этой постановке у актеров, но работы народной артистки РФ Н. Зубковой (Екатерина) и заслуженного артиста РФ М. Михайлова (Петр Первый) отличаются отменным качеством. Хочу отвести упреки спектаклю, где якобы много ненормативной лексики. Если бы уважаемые граждане читали оригинал пьесы, то они бы пришли в ужас: так много там этой самой лексики. В спектакле же звучит она три-четыре раза в местах, где без нее просто не обойтись. Кстати, аналогичный спектакль театра Ленком в постановке М. Захарова насыщен ненормативной лексикой (точно по пьесе), но это не помешало ему получить президентский грант как достижение в области театрального искусства. Мы же и в программе к спектаклю почти что извиняемся за те три-четыре «ненорматива».

Дуэт Н. Зубковой и М. Михайлова мы видим в точно выстроенном, неторопливом по темпу спектакле «Отец». Играют в нем актеры предельно достоверно, убедительно, но пальму первенства я бы отдал М. Михайлову. Его ротмистр ярок, понятен, эгоистичен в какой-то мере, но и добр, радушен. Заявление жены, что дочь она родила от другого мужчины, ломает героя. Актер с большим мастерством показывает постепенное угасание этого не-ординарного человека, не вынесшего предательства самой близкой, когда-то глубоко любимой женщины.

О спектакле «Священное пламя» писать нелегко. У него много оппонентов. Но рискну все же сказать, что «Священное пламя» – праздник театрального искусства. Во-первых, он – ансамблевый. Каждый актер играет «на своем инструменте», а «оркестр» звучит слаженно и вдохновенно. Во-вторых, в нем выдержан стиль. Великолепна в роли миссис Тэбрет народная артистка РФ В. Рабовская. Ее заключительный монолог – чудо актерской игры, на мой взгляд. Необычны в своих ролях заслуженный артист РФ А. Ростов и актриса С. Колганова. В роли Стеллы по-новому показалась И. Баранникова. Красивая, холодная, жеманная, вся какая-то изломанная, неискренняя. Чуть-чуть бы Ирине добавить внутреннего перевоплощения. Художественная целостность спектакля – вещь трудно достижимая, но если она присутствует…

«Король. Дама. Валет» – эстетизированный, высокоорганизованный спектакль, стилевой, несколько холодноватый, но какими-то неуловимыми нюансами заставляющий неотрывно следить за происходящим на сцене. Мне кажется, что из всех приезжих режиссеров О. Рыбкин (г. Москва) – лучший. Он не отнесся свысока к нашему театру как к чему-то дремуче-провинциальному. Наоборот! Высоко поднял планку, а актеры с готовностью и радостью взяли разбег, чтобы эту планку преодолеть. Пример – работа заслуженного артиста РФ М. Мальченко. Казалось бы, совершенно не главные роли исполняет этот безусловно талантливый актер. Но какой он разный! У железнодорожного служащего, кондуктора, хозяина квартиры – лицо М. Мальченко. Лицо – одно, а люди – разные. Разные жесты, разные голоса, масса «приспособлений». Забываешь, что играет один и тот же артист. Достойно восхищения подобное мастерство. Хорош И. Калинин в роли Филиппа. Молодой актер постепенно показывает изменения в провинциальном мальчике: от наивного и открытого до холодно-расчетливого человека, которого не очень трогает смерть любимой женщины. Тешу себя надеждой, что «Король. Дама. Валет» выдержит испытание «на зрителя», ибо такие спектакли требуют подготовки восприятия, а эта подготовка трудно обретается. Театр старается удовлетворить тех зрителей, для которых искусство не только развлечение.

А вот яркая зрелищность «Хитроумной влюбленной» как раз и предназначена тем, кто видит в театре возможность отдохнуть, развлечься. Ничего плохого в этом нет. Одна из лучших пьес испанца Лопе де Вега включалась в репертуар именно из таких соображений. Фантазия режиссера-постановщика заслуженного деятеля искусств РФ В. Бирюкова пришлась тут как нельзя кстати. Яркие костюмы, темпераментные танцы, непритязательный сюжет, выразительные мизансцены (чего только стоит диалог на балконе Белисы и Эрнандо), раскованная игра артистов, среди которых надо отметить Л. Ковалец и В. Савинова, и даже апофеозный фейерверк – все привело к успеху постановки.

Закончился сезон премьерой по пьесе Алексея Толстого «Касатка» в постановке П. Орлова (Москва). Но о ней речь отложим до следующего сезона, нового, сто пятьдесят девятого, который откроется восемнадцатого октября.

* * *

Итак, читатель имеет возможность сравнить два взгляда на сцену – из зрительного зала и «из-за кулис». Предоставим ему самому разобраться в ситуации. Нам же кажется полезным такое обоюдное, заинтересованное обращение к жизни главного театра края, театра, который публика любит и потому вправе ждать от него настоящих творческих достижений.