00:00, 12 июля 2003 года

Мы плывем на большом корабле...

Первым, кому в Ставрополе его имя стало известно, оказался отец Алексей: назвали имя новосибирского митрополита Гедеона. А в начале февраля секретарь Ставропольской епархии отец Алексей Парфенов вылетел в Москву для встречи Гедеона. В машине между ними состоялся примечательный разговор. Гедеон сказал: «Господу было угодно, чтобы ты похоронил четырех владык... Значит, и меня похоронишь». Его слова прозвучали с неожиданной убежденностью как благословение. Отец Алексей перекрестился: «Как Бог пошлет»...

С тех пор минуло 13 лет. Митрополит Гедеон умер 21 марта 2003 года. Накануне отец Алексей исповедовал и причастил владыку. А поскольку ему действительно выпала такая печальная участь, он, знающий все тонкости чинопогребения, распоряжался ритуалом.

Но прежде чем пробил час судьбы, тогда, 13 лет назад, митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон, полный сил и воодушевления, в сопровождении отца Алексея появился в Ставрополе. А отцу Алексею вскоре пришлось вернуться на службу в Веймар. Стоял 1990 год.

Историческое кладбище с усыпальницей Шиллера и Гете - наиболее памятное и священное место Веймара. А рядом с мавзолеем находится православный храм, освященный в честь равноапостольной Марии Магдалины и представляющий собой небольшой островок православия на немецкой земле. Храм был построен герцогом Карлом Александром согласно воле его матери Марии Павловны, дочери русского императора Павла I. Интересно, что фундамент храма заложен на русской земле, специально привезенной для этого из России. За время 55-летнего пребывания в Веймаре Мария Павловна получила широкую известность своей благотворительной деятельностью.

Имена семи православных настоятелей вписаны в стосорокалетнюю историю храма. Восьмым стал ставропольский священник отец Алексей Парфенов. С его появлением возобновились регулярные богослужения, прекратившиеся более 20 лет назад после кончины протоиерея Андрея Мельника. Миссия отца Алексея заключалась в том, чтобы вдохнуть искру в православную жизнь храма накануне исторического события - 1000-летия Крещения Руси.

Впрочем, недостатка в посетителях не было. Неустанное любопытство проявляли туристы из разных стран мира. А когда начались храмовые богослужения, в церковь потянулись верующие. В Веймаре дислоцировался советский авиационный полк - напомним, что это была территория ГДР и немало наших соотечественников стали прихожанами церкви, проходили обряд крещения, нередко - семьями. Русская речь была слышна повсюду. Отец Алексей привез в Веймар и собственную семью - матушку Надежду и внука Александра.

Возобновившаяся деятельность храма усилила интерес к православию. Со всех концов Германии к отцу Алексею обращались с просьбами прочитать лекцию о русской православной вере. Однажды его пригласила на встречу некая лютеранская община, потрясенная увиденным богослужением. Лютеране силились осознать, как это простые верующие выдерживают столь длительные молитвы и необыкновенно сложный ритуал. Но более всего, по их признанию, поразило ощущение совершенно особенного - великого мира, стоящего за церковной традицией. Лютеранское же посещение кирхи укладывалось в 20 минут. Чтение пастором духовных текстов, игра на музыкальном инструменте, чай с прихожанами и разговоры.

«Как православная церковь относится к лютеранам?» - спросили они отца Алексея. Он сказал, что ответит словами Серафима Саровского: «Мы, православные, по волнам житейского моря плывем на большом корабле, и наш кормчий - Бог. И то мы боимся, чтобы корабль не перевернулся. Что же говорить об иных, которые плывут в липовом лапте?». Собеседники явно были расстроены. Тогда отец Алексей их утешил: «Вы живете по Божьим законам, заботитесь о стариках, делаете добрые дела...».

В Западном Берлине находился другой православный храм - Воскресения Господня, построенный еще во времена Гитлера. Русские эмигранты, хлынувшие в Германию после 1917 года, устремились в эту церковь. Как выяснилось вскоре, Гитлер наводнил ее агентами и осведомителями...

Но теперь стояла другая эпоха. В Западную Германию через дипломатическую стойку православные служители проходили без проволочек. Доверие к ним было большое, и не случайно. Каждый священник осознавал, что он представитель великой православной Руси. А в 1989-м рухнула Берлинская стена. Через два года после этих событий отец Алексей Парфенов вернулся в Ставрополь. Накануне, в Потсдаме на него возложили награду - второй Крест с украшениями к 1000-летию Крещения Руси. Митрополит Гедеон уже ждал отца Алексея и вскоре назначил настоятелем Свято-Андреевского кафедрального собора. Однажды владыка пошутил: «Ты вот в Берлине разрушил стену, а нашу не можешь...». Речь шла о каменной стене, которая проходила от самой ограды через весь двор Андреевской церкви. Она отделяла помещение военной кафедры пединститута, уже переданное как бывшая собственность, Андреевскому собору. Отец Алексей подумал и обратился к семинаристам. За несколько часов, к полуночи, юноши вместе с настоятелем разобрали ставшую ненужной стену. Отец Алексей немедленно позвонил митрополиту: «Докладываю, владыка. Стены больше нет...».