Крылатая черкеска, или Доспехи для «Пепси»
Cоздатель экспозиции – заслуженный работник культуры Республики Адыгея Юрий Сташ – дал своему детищу название, которое объясняет суть и цели его многолетней работы: «В мире мифов и реальности. Через дизайн – к миру». В этой нехитрой игре слов и заключена главная идея самобытного модельера-конструктора и философа. На пригласительных буклетах эпиграфом обозначены три двустишия восточного мудреца, последнее из которых: «Тебе, не сострадающий другим, мы человека имя не дадим». Саади Ширази, живший в Хlll веке, наверное, и думать не мог, что спустя восемь столетий его слова, как никакие другие, подойдут для выражения мыслей художника, создающего одежду.
Первое, что становится очевидным для зрителя, – глубокое сострадание, сопричастность к судьбе своего народа. По представленным экспонатам даже перед несведущим разворачиваются картины жизни древних амазонок и меотов - предшественников адыгов. Панно «Исход» символизирует 1864 год, когда тысячи адыгов мигрировали на чужбину после окончания Кавказской войны. 130-летию этого события было посвящено первое созданное мастером платье-символ «Обелиск».
С любовью сохраненные традиционные силуэты и линии, цветные орнаменты и способы отделки народных костюмов часто «перекраиваются» на современный лад: вот доспехи для средневекового воина «Пепси-кола»(!), а вот «Модерн», созданный явно по мотивам одежды народов Кавказа. Платье «Толерантность» сочетает в себе цветовую символику России и Адыгеи, стиль деловой европейской бизнес-леди и застенчивую грацию девушки из горного аула.
Особый смысл читается в рисунке лоскутного «Одеяла для СНГ», красной черкеске с рукавами-крыльями «Триумф», созданной к 50-летию Победы, или женском платье «UNFO», посвященном юбилею Организации Объединенных Наций. Об удивительных работах Ю. Сташа знают и зрители США, Сирии, Иордании, Турции, многих российских городов и, конечно, родного аула Габукай. У настоящего искусства нет границ, потому что его не надо объяснять словами.
Впрочем, в Эстонии художника однажды попросили разъяснить, почему во время дефиле, когда среди стройных манекенщиц он появился в черкеске, его кавказский костюм не дополнял кинжал. «Потому что таким образом я выражаю свое стремление к миру», - улыбнулся мастер, не заостряя внимание присутствующих на строгости эстонских таможенников.
Эта история была рассказана на открытии выставки, где выступавшие обсуждали наряду с идеей объединения людей через искусство и перспективы дальнейшего сотрудничества деятелей культуры Ставрополья и Адыгеи. В дискуссии приняли участие и приглашенные коллеги из Адыгеи во главе с министром культуры республики К. Хачегого.
Экспозиция будет действовать в Ставрополе в течение мая- июня, и организаторы (музей изобразительных искусств при поддержке министерства культуры края) надеются, что за это время ее увидит большое число людей. Выставка работ Ю. Сташа станет важной частью единой музейной программы «Искусство народов Северного Кавказа», успешно реализуемой уже несколько лет.