Не хочу читать Набокова...
А все потому, что «скучно, господа!»… И кто виноват, судить трудно. Скорее всего, и писатель, и драматург вместе: один – предлагая до зевоты банальный сюжет, другой – не сумев вырваться за рамки этой банальности. За них это постарались сделать, используя богатый арсенал сценических средств, режиссер-постановщик Олег Рыбкин и художник-постановщик Илья Кутянский. Приглашенные первый из Москвы, второй из Петербурга, они добросовестно и не без вдохновения отработали творческий контракт с театром. Тем не менее к середине второго действия «история одного преступления» (так заявлено в программке) вызывает четкое желание приступить к финальным аплодисментам, на которые наш ставропольский зритель никогда не скупится. Он и на сей раз подбадривал актеров в нескольких эпизодах, с любопытством разглядывая эффектные декорации.
Кстати, именно декорации, по-моему, стали самым подвижным и самым действующим персонажем спектакля. Разумеется, не только потому, что здесь то и дело прокручивается центральный круг сцены, меняя «кадры» почти с кинематографической динамикой. Порой эта динамика даже утомляет, но – самую малость, ведь главную свою задачу она выполняет: и «подталкивает» вперед анемичную драматургию, и активно включается в прорисовку характеров героев, и поднимается до вполне читаемых философских обобщений. И пускай эти обобщения тоже не слишком свежи (см. предыдущий абзац), но декорации успешно ведут свою роль, сохраняют динамику и значительность собственного присутствия. Более того, именно в активности оформительской части спектакля лучше всего, мне кажется, проявилось органичное сочетание усилий режиссера и художника, слаженным дуэтом идущих к единой, вместе продуманной цели. Другой вопрос в том, что сколько бы ни вложили они при этом смысла и таланта, драматургический скелет, увы, все тот же. Но, впрочем, продуманность действий постановщиков говорит о сознательно взятой на себя ответственности – за все!
Немало способствуют активности оформительской составляющей удачно вписанные в нее манекены – краса и гордость главного героя - владельца магазина. «Ожившие» марионетки выходят за пределы витрины, пародийно повторяя своими роботоподобными, «механическими» движениями реальные ситуации и характеры спектакля. И тут тоже перед нами – многослойный смысловой пирог: сначала как будто заполняя паузы между основных сцен, манекены вдруг начинают жить своей жизнью, их зазеркалье – уже и не отражение, и не пародия, а нечто самостоятельное, самодостаточное, язвительно-ироничное. Не просто изящно-элегантны в этих джентльменах-роботах актеры Владимир Зоря и Владимир Лепа, безмолвие их «шарнирных» персонажей оказывается красноречивее и выразительнее иных вроде бы и весьма насыщенных сцен. Оба артиста демонстрируют замечательную пластику, и если В. Зоря – давно признанный мастер подобного перевоплощения, то его молодой партнер В. Лепа в таком качестве стал в этом спектакле приятным открытием. И пластика их – не просто отточенность заученных движений, но хорошо осмысленный исполнителями процесс, делающий их сцены спектаклем в спектакле, логичным и очень выразительным.
Они же более обезличенны, но зато страшновато-забавны в образах санитаров, раз за разом методично проносящих мимо оторопелых героев и публики трупы… Страшилка на уровне киношного триллера действует на зрителя стопроцентно, поскольку слишком хорошо знакома нам всем по теле-впечатлениям. Штампы киноэкрана давно стали безотказными отмычками зрительских сердец, своего рода кодами массового пользования. Вроде той дубовой рекламки, которая в последние дни неожиданно пригодилась-преломилась в политический анекдот: «как, у вас еще нет демократии?..». И сразу всем все ясно. Так и здесь кошмарный лик смерти в двойном портрете санитаров-похоронщиков провоцирует кучу ассоциаций – от сознания пресловутой бренности бытия до прописного «не рой яму другому». При этом и волосы почти дыбом, и одновременно весело: ай да молодцы ребята, не боятся штампов, а крутят ими по своему хотению, и ведь хорошо получается!
Если бы эта авторская смелость сопутствовала еще и литературному началу, каков бы был эффект…
Вслед за манекенами, точнее вместе с ними, однозначно великолепен в спектакле заслуженный артист РФ Михаил Мальченко, предстающий в нескольких ипостасях – то он железнодорожный служащий, то хозяин сдаваемой юному герою квартиры, то кондуктор. И всюду актер протаскивает нечто общее, сквозное – эдакое веселое сумасшествие брызжет из его глаз, сумасшествие как дар юродства, дар проникновенного шутовства, все-е знающего про эту жизнь и про нас с вами. При том, что рольки все – маленькие, почти без текста, а сделаны виртуозно. Когда за спиной персонажа маячат недосказанные, но ощутимо витающие в воздухе подтексты, зрительское «серое вещество» получает самую изысканную пищу для размышлений. Мальченко разбрасывает нам эту «манну» щедро, от всей своей вдохновенной актерской души, он и сам словно купается в созданном им облаке философской хохмы – сатир, дурашка и едва ли не мефистофель…
Дальше уже труднее высказываться. Потому что, любя актеров за само Актерство, не люблю обижать их, а выходит иногда, что без этого не обойтись. Что актеры от режиссуры зависят, все мы понимаем, и при случае – сочувствуем. Но, согласитесь, ценим-то мы их за творческую индивидуальность. «Король. Дама. Валет» - классический образец любовного треугольника, который разыгрывает исполнительское трио заслуженного артиста РФ Михаила Новакова и артистов Ирины Баранниковой и Ильи Калинина. И трио это стало главной жертвой той самой банальной драматургии, превозмочь которую оказалось не по силам смелому дуэту постановщиков. Хотя усилия прилагались, что очевидно. Правда, в каждом случае с разной степенью успеха. Всех трех объединяет достойная похвал профессиональная старательность. Все трое тянут заданную лямку достаточно дружно, и ансамбль, в общем, как-то складывается. Но ансамбль этот страдает какой-то опять же общей недостаточностью. Актеры действительно «разыгрывают» треугольник, а его все-таки, наверное, нужно на сцене прожить, не полагаясь на заданность «карточной» ситуации. Тем более что она оборачивается коварной ловушкой: вы думали, что я простая, ан нет!.. Бермудским этот треугольник не назовешь, но свои подводные рифы нашлись, особенно для «дамы» и «валета».
Наиболее достоверен «король», что и понятно, опыт М. Новакова позволяет актеру прорываться за рамки, но постепенно он растрачивает интерес к своему герою, и к финалу тот словно тускнеет, теряет первоначально взятый тон оптимиста-живчика, этакого преуспевающего делового человека, обладателя магазина, красавицы-жены и безоблачной убежденности в своей человеческой состоятельности. Эта линька характера не дает возможности выстроить его персональный катарсис, хотя, видимо, по замыслу таковой предполагался. И «король» на поверку – лишь ограниченный самодовольный мещанин, да и только.
Еще более мещане, несмотря на юный, располагающий вроде бы к романтичности возраст, «дама» и «валет». Штампы, столь успешно и живо примененные в оформлении спектакля, оказываются неприемлемы в лепке характеров. Как нельзя стать элегантной, едва облачившись в модное платье, так невозможно просто взять и превратиться в действительно страдающую от запретной любви натуру. Почему-то героиня И. Баранниковой не кажется ни страдающей, ни вообще любящей. Тогда неясно, зачем бы ей хотеть смерти нелюбимому супругу. И тогда, как карточный домик, рушится весь заданный ход событий, и пропадает смысл спектакля… Ненамного превзошел партнершу в глубине чувств и «валет» И. Калинина, хотя актер сам по себе более искренен, но и он – скорее схема, чем рыцарь печального образа. То ли актера годами передерживали на слишком малых ролях, то ли самому ему недостает творческого размаха… Роль Филиппа – шаг вперед для него, и вместе с тем - как бы и «шаг на месте». Вот и выходит: страсти должны кипеть и рваться в клочья, а они только скользят по поверхности нашего восприятия. И на таком фоне выигрывают фигуры второстепенные, подобно спортивной Эрике ( арт. Наталья Симанкина), нагловатой фройляйн с фашистскими и одновременно панельными повадками: так и ждешь, что либо она гаркнет бессмертное «Хайль!», либо предложит себя смазливому недорослю. Она почти предпочитает последнее, умудряясь при этом остаться приличнее «пылких» любовников, «в порыве чувств» раскидывающих бренные одежды и сверкающих перед залом голыми коленями и проч. Вот уж в чем театру не следовало бы состязаться с кино и ТВ, так это в пошлом натурализме.
Нынче много и часто сравнивают наше время с началом прошлого, ХХ века. Примет общих действительно можно найти немало, начиная с навязывания обществу духа делячества, а не дела, доходящей до цинизма прагматики, потребленческого угара и заканчивая псевдо-неоавангардизмом масскульта, претензиями на декаданс со стороны скандального примитива «от культуры». И, наверное, не случайно современные драматурги и режиссеры обращаются и к такого рода литературе: аналогии порой дают поразительный эффект. Но тот прагматизм и тот декаданс носили принципиально иной характер уже в силу своей тогдашней новизны и первородности. Нынешние «вторичные признаки» потерты от столетней носки или, наоборот, залежались в забытых сундуках истории и несет от них, извините за выражение, таким мещанским нафталином, таким чувственным убожеством, что не удивлюсь, если у Набокова все же было чуть глубже. Самую малость. А читать все равно не хочется…

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
