Кто попадет в историю
В конце прошлой недели в Ставропольском краевом институте повышения квалификации работников образования (СКИПКРО) состоялась еще одна важная встреча. Учителя-историки имели возможность встретиться с генеральным директором издательства «Русское слово» В. Вахромеевым и членами авторского коллектива, написавшими и издавшими в «Русском слове» учебники «История Отечества. ХХ век» для 9-го и 11-го классов.
Здесь нужно сказать, что представлять свои учебные пособия в регионах для издателей сейчас - прямая необходимость. Между издательствами «Русское слово», «Дрофа», «Просвещение» и некоторыми другими, допущенными на школьный рынок учебников, существует жесткая конкуренция. Что, в конечном итоге, хорошо.
Итак, учителя истории из городов и районов края, работники СКИПКРО, представители издательства «Русское слово» собрались, чтобы обсудить тему «Роль учебников нового поколения в системе школьного исторического образования» и познакомиться с концепцией «Русского слова» по освещению истории ХХ века в школе.
На встрече выступил генеральный директор издательства В. Вахромеев, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук. Собственно, он говорил о том, что давно висит в воздухе. Учебники советских времен были основательными, информативными, но освещали историю страны с точки зрения единственной тогда коммунистической идеологии.
В первые перестроечные годы старое пытались разрушить до основания, что произошло и с изданием учебников. Их стали писать и известные историки, и люди, ничем не зарекомендовавшие себя в науке, и свои авторы, и зарубежные. В результате учителя оказались перед выбором более чем из пятидесяти учебных пособий.
В. Вахромеев приводил различные примеры. Как в 10-м классе в учебнике истории опровергалось то, что утверждалось в 9-м. Как некоторые издания, написанные людьми, пострадавшими в свое время от властей, носили столь эмоциональный характер, что говорить об исторической объективности не приходилось. На меня, например, произвел большое впечатление рассказанный им эпизод, как в одной из московских школ старшеклассники на его вопрос о реалиях Великой Отечественной войны ответили, что в германской армии были асы летчики, танкисты, талантливые генералы, а советские войска якобы умели только одно: закидывать противника трупами... Понятно, что нельзя допускать, чтобы молодые вырастали в такой степени оболваненными, не знающими ни своих корней, ни своей истории.
Сейчас в издании учебников как по истории, так и по другим предметам, участвует Федеральный экспертный совет при президенте России. Именно федеральные эксперты читают рукописи, рекомендуют либо не рекомендуют учебное пособие к изданию, к внесению его в так называемый федеральный комплект учебников. Пособие, которое представляли на встрече в Ставрополе, выиграло «Открытый конкурс», в котором участвовали 26 авторских коллективов, предложивших свои версии отечественной истории. Коллектив «Русского слова» - Н. Загладин, С. Минаков, С. Козленко, Ю. Петров - ученые с именами. Каждый - специалист по какому-либо периоду российской истории ХХ века, а один из них, С. Козленко, известный методист. Их концепция: школьный учебник истории должен быть объективным, информационным, эмоционально сдержанным, профессиональным. Авторы поставили перед собой цель примирить либо показать разные точки зрения, существующие на исторический процесс в обществе. Главное, от чего они хотели уйти, - «чернуха». В новейшей истории России были как светлые, так и темные страницы. Рассказать об этом ребенку нужно, по их мнению, так, чтобы не убить у него жизненную перспективу, не превратить историю родной страны в скопище ошибок и недоразумений.
Насколько это удалось, судить будут те, кто собрался на встречу. Учителя получили сигнальные экземпляры учебников «История Отечества. ХХ век» для 9-го класса. Возможно, они и станут первыми экспертами-практиками. Вообще разговор о проблемах преподавания истории был полезен всем присутствующим - педагогам, специалистам СКИПКРО. И хотя в последнее время все чаще раздаются голоса, что учебники школам вновь навязывают чиновники, и есть в этом правда, но, видимо, не вся. Во всяком случае, частые встречи издателей с учителями в регионах, заинтересованность издательств в этих встречах внушают надежду.