00:00, 20 марта 2003 года

За что любить Архимеда

Быт и бытие, вечно ли добро и зло и как зло истребить - эти главные идеи объединяют весь репертуар молодежного театра, который до этого основывался в основном на классике: У. Шекспир, А. Островский, А. Пушкин, М. Горький, М. Булгаков... А теперь вот - наш современник В. Романенко. Кстати, автор - наш почти земляк, он из Черкесска, сидел в зале, впервые сам видел своих героев со сцены и то, как пьесу восприняла публика.

Действие происходит в 212 году до н. э., и мы видим, что уже тогда интеллект оказывается сильнее мускулов. Главный герой Архимед (арт. Дмитрий Цурюпа) - высочайший ум, он, по сути, один сдерживает огромную, жестокую, бездушную военную машину римской империи. «Разум сильнее силы. Сила разума - есть вечный след» - слова Архимеда. И если бы не предательство его ученика Геломеда (арт. Роман Дудко), то Рим ни за что не взял бы Сиракузы. Молодой человек, соблазнившийся холявной мишурой - одежонкой да музыкой, открыл ворота родного города римским легионам. Но вместо награды он был отдан в рабство. «Раз он предал свой народ, то рано или поздно предаст и нас», - рассудил Фларий, римский сенатор (арт. Вячеслав Ходус). А сколько сегодня молодых людей, соблазнившись «красивой» заграничной жизнью, уезжают, нравственно и духовно отрываясь от своей Родины! И об этом тоже едва ли не кричит спектакль.

Огромное место занимает в нем и тема любви. Высокой, чистой, настоящей. А не той штампованной «любви» - как мы почти привыкли - к красавцу-миллионеру... Юная девушка (ее замечательно играет Анна Кожурина) полюбила взрослого, годившегося ей в отцы Архимеда. Несмотря на возраст, Мансария, так звали девушку, очень зрело объясняет свое чувство. Здесь идет особенный, неординарный разговор о любви к высокому духовному созданию, почти что - творцу. Вот что она полюбила в ученом-геометре и что хочет сберечь, встав с ним рядом в трудную минуту. Бурные аплодисменты не раз звучали во время спектакля в до отказа заполненном концертном зале Дворца детского творчества. Может, потому, что юному зрителю особенно близка тема любви, а может, и потому, что ярко и талантливо играли молодые актеры.

Есть еще одна весьма, скажем так, актуальная тема в спектакле - деньги. Олимпийский бог торговли Гермес (его блестяще сыграл Антон Дубровский, в данном случае герой отрицательный. Он совершает подлости, строит козни даже на небесах, делая при этом невинно-ангельское выражение лица. Обаятельный, манящий, соблазнительный, как само золото. И лишь когда он, убив Архимеда, обманом занимает место Зевса, понимаешь, насколько сильно ошибался в своей симпатии к этому «герою» и насколько люди ошибаются в своей любви к деньгам. Этот «золотой идол» сумел соблазнить и совратить огромное количество народу. Посмотрите, как многие из нас тянутся к наживе, как все вокруг продается и покупается... Пришествием Бога истинного и единого автор и режиссер стараются в финале развенчать Гермеса. Голос Бога говорит, что есть, есть на свете гораздо более высокие вещи: Родина, Разум, Любовь, Верность...

О многих других, тоже важных вещах, говорится со сцены залу, обществу, миру. Причем делается это доступно, динамично, красочно и - с юмором. Весь этот пронзительно-чистый спектакль я назвала бы апофеозом Любви и Разума.

Владимир Романенко о своей пьесе говорил так:

- Она - об отношении человека к Родине, к любви. Она о честности. О многом том, о чем сегодня мало кто думает. И прежде всего эта пьеса о том, что далеко не все можно восполнить в этой жизни деньгами.

- По-моему, пьеса органично вписалась в наш репертуар, - считает постановщик Владимир Гурьев. - Мы не играем пустышек. Кредо театра - не развлекать, а увлекать. Увлекать ярко, творчески, интересно. Ведь у нас свой зритель, которого мы очень любим, в основном это думающая молодежь. А раз молодежь, значит - будущее. Значит, что посеешь, то и пожнешь.

В спектакле задействовано около 40 человек, среди которых - студенты, три аспиранта, два кандидата наук. Режиссер не считает этих ребят и их работу самодеятельностью, а считает их молодыми профессионалами. И если после спектакля, признался В. Гурьев, приходят записки: «Я уронила в вашем зале сегодня слезинку, я приду к вам еще...», то, значит, не зря они все это затевали. Значит, Любовь и Разум все же победят.

Анна МАКСИМЕНКО