Личность поэтессы Марины Цветаевой, безусловно, – одна из непростых загадок ушедшего века. С ним вместе миновали запреты на постижение творчества некогда опальной цветаевской «крылатой души». Сквозь десятилетия свершилось: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед...». Но и сегодня Цветаева остается для своих почитателей феноменом – постигаемым, но непостижимым. Марина Цветаева

Впрочем, современный среднестатистический читатель все-таки мало знаком с условиями, в которых развивалось творчество Марины, с ее непростой судьбой, взаимоотношениями с собратьями по перу, семьей. Хотя бы частично восполнить этот пробел призван уникальный в своем роде проект «Цветаевы. Культурные контексты». Его инициатором выступило Ставропольское отделение Союза российских писателей, а в числе основных организаторов и участников – краевой музей изобразительного искусства, ученые и преподаватели Ставропольского государственного университета, научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова, муниципальный камерный театр Галины Близно.

Реализуется проект сразу по нескольким направлениям. Во-первых, это выставка архивных документов, изданий Марины Цветаевой и ее дочери Ариадны Эфрон. Здесь же представлены работы художников, чье творчество так или иначе созвучно духовной ауре поэтессы и ее времени. Портретная галерея литераторов «серебряного века» Анатолия Давыдова, выполненная в графике, передает не только внешнее сходство, здесь есть проникновение во внутренний мир знаменитых героев. Как не вспомнить строки Цветаевой об ахматовском «нерусском узком стане» или посвящения Пастернаку, Блоку, не прочувствовать неприкаянность в окружающей его действительности Мастера-Булгакова и аристократическую надменность Гумилева...

Живописные и графические виды старой Москвы, Германии, Чехии, Франции, где в разные годы жила Марина Ивановна, в исполнении народного художника СССР Ивана Павлова, заслуженного художника России Виктора Чемсо, московской художницы Веры Разумовской открывают для посетителей выставки новые – свои – контексты творчества поэтессы.

Тут же можно увидеть нехитрые предметы быта, дополняющие общую картину, обращающие зрителей от поэтических высот к неприглядной «прозе жизни», окружавшей Марину в самые трудные годы. Вот – бесспорно талантливые, с небрежной точностью передающие характеры рисунки старшей дочери Ариадны. И рядом – чугунные утюги начала двадцатых, сумка для вещей (благо их немного – к очередному переезду семья готова в считанные минуты), простенькие салфетки, скрашивающие бедность, и, конечно же, карандаши, тетрадки для записи стихов.

С черно-белыми фотографическими портретами родителей соседствуют экспонаты, создающие совсем иное настроение: «римские» бюсты, тонкие линии дорогой посуды, книги, живопись. Здесь веет детством Марины – интеллигентской одухотворенностью Москвы конца девятнадцатого века, покоем дореволюционной Тарусы на Оке, где дети Цветаевых проводили летние месяцы.

Отдельная тема проекта – личность отца Марины, профессора Московского университета, основателя московского Музея изящных искусств (ныне – музея им. Пушкина) Ивана Владимировича Цветаева.

Выставка, проводящаяся на некоммерческой основе, продлится не меньше месяца. «Мы хотим, чтобы ее увидело как можно больше людей», – сказала, открывая акцию, директор краевого музея изобразительного искусства Зоя Белая.

За это время планируется провести целый ряд тематических вечеров, встреч с учеными, писателями, поэтами, художниками, музыкантами, искусствоведами. Особый интерес представляют семинары с преподавателями гуманитарного цикла. Предполагаемые темы обозначила в своем выступлении доктор филологических наук, профессор Ставропольского государственного университета Клара Штайн.

По мнению Клары Эрновны, вся семья Цветаевых является своеобразным олицетворением культуры «серебряного века». Мать – Мария Александровна (урожденная Мейн) – занималась музыкой и обучала этому искусству дочерей. И хотя Марина рано оставила эти занятия, осознав, что единственным ее призванием является поэзия, все же музыка, безусловно, имела особое значение в ее жизни. Глубокое знание литературы и искусства, способность к публицистике и литературной критике в полной мере были присущи и сестре Марины Анастасии, и дочери Ариадне. Почти пророчески звучат ее слова из «Попытки записей о маме»: «Пройдут годы, придут люди, которым будет дано преодолеть преступное равнодушие времени, заставить его вернуть забытое, сказать умолчанное, воскресить убитое и попранное». Але, как в семье называли Ариадну Сергеевну, к тому же был дан талант выражать свои мысли и чувства в рисунках.

Бесконечность граней творчества и удивительной личности великой поэтессы хотя бы немного приоткроется для тех, кого заинтересует проект. «У поэта – особая душа, – отметила ведущая вечера, заведующая отделом краевого Дома народного творчества Ирина Эйдельман. – Она предчувствует, предвосхищает судьбу, и потому поэт живет вдвойне за нас. Это – дважды душа».

Пронзительно ощутить правдивость этих слов позволил стихотворный цикл Марины Цветаевой в исполнении актрисы и руководителя камерного театра Галины Близно.

Сквозь время поэтесса обретает все больше собеседников. И снова продолжается диалог – о любви и ненависти, о боли и счастье, о вдохновении и отчаянии, о жизни…

Ольга МАРКОВА