06:00, 23 ноября 2002 года

В музыкальных целях история края

"Чудная мелодия с дальнейшим сопровождением оркестра производила чарующее впечатление", - писала газета "Северный Кавказ" в информации о концерте, посвященном столетию со дня рождения М. Глинки, состоявшемся 7 декабря 1902 г. в Ставрополе. Сбор от концерта поступил в фонд строительства памятника М. Глинке в г. Санкт-Петербурге. Концерт организовало Ставропольское отделение Императорского русского музыкального общества, которое успешно действовало в Ставрополе 100 лет назад.

ервое музыкально-учебное заведение в городе появилось около 1900 года. Музыкант И. Попов открыл частную музыкальную школу, которая очень скоро приобрела популярность и поддержку горожан. Успех предприятия побудил И. Попова и кружок местных любителей музыки к образованию в Ставрополе музыкального общества. Заручившись согласием губернатора Н. Никифораки, которому эта идея чрезвычайно понравилась, организаторы вскоре представили ему предложения и список руководителей общества. Вскоре губернатор уведомил, что уже на заседании 25 ноября Главная дирекция Императорского русского музыкального общества "в лице вице-председателя общества его императорского высочества, великого князя Константина Константиновича", утвердила первыми директорами Ставропольского отделения председателя Ставропольского окружного суда, присяжного поверенного, ставропольского городского голову, прокурора Ставропольского окружного суда и директора первой музыкальной школы. И вот 1 января 1902 г. отделение открыто. В первые же дни существования дирекция приступила к разработке проекта создания музыкальных классов. Осуществление проекта было сопряжено с большим риском и крупными материальными затратами при почти полном отсутствии денег. Но была надежда на внешнюю поддержку, а также на то, что дело само себя окупит. В июне 1903 г. секретарь Главной дирекции В. Направник телеграммой уведомил, что "августейший вице-председатель Общества разрешил открытие музыкальных классов при Ставропольском отделении". Содержание классов осуществлялось в основном за счет сумм, вносимых учащимися за обучение, и внешних поступлений, а также в результате использования банковских кредитов. С 1 сентября классы были открыты при полном составе преподавателей и более 60 учащихся. Плата за обучение по классу пения достигала 90 руб. в год, а по остальным классам - 80 руб. Деньги в то время немалые. А желающих учиться музыке оказалось много, особенно среди учащихся гимназий города. Но гимназический устав тех лет запрещал учащимся участвовать в вечерах, концертах и других зрелищах в качестве исполнителей. Общество же вскоре доказало, что это ограничение не может быть распространено на ученические собрания музыкально-учебных заведений Императорского русского Музыкального общества, "преследующего музыкально-педагогические цели в самом высоком их значении". В конце концов оно добилось у попечителя Кавказского учебного округа Завадского разрешения на участие гимназистов в концертах. Репертуар учащихся музыкальных классов включал произведения Моцарта, Глинки, Шуберта, Баха, Гайдна, Дюбуа, Мендельсона, Вебера, Грига, Глазунова, Рубинштейна, Бетховена, Чайковского, Сен-Санса, Бизе, Гуно, Доницетти, Шопена, Римского-Корсакова и других композиторов. Первый музыкальный сезон 1902-1903 гг. представил пять симфонических собраний (из них одно экстренное в пользу фонда по сооружению памятника М. Глинке, о котором уже упоминалось), четыре очередных квартетных собрания, четыре ученических публичных вечера, один концерт и одно так называемое публичное экзаменационное утро. Возвращаясь к концерту, посвященному столетию со дня рождения М. Глинки (его тогда обозначили "экстренным"), и газетным публикациям о нем, узнаем о том, что программа концерта была составлена исключительно из произведений Михаила Ивановича Глинки, лучших его творений, как оркестровых, так вокальных и фортепьянных. Исполнялись увертюра к опере "Жизнь за царя" (в наше время известна как "Иван Сусанин"), увертюра к "Руслану и Людмиле", "Восточные танцы" из этой же оперы и, конечно, знаменитая "Камаринская". Местная газета отметила, что "публике очень понравились также фортепианные номера, превосходно и со вкусом исполненные О. Скуридиной, и в особенном ударе была артистка В. Кислякова, спевшая арию Гориславы из "Руслана и Людмилы" и романс Антониды из оперы "Жизнь за царя". Впоследствии, подводя итоги работы, Ставропольское музыкальное общество отметило чрезвычайную удачу этого концерта и по исполнению, и по восторженному приему зрителей, но... "материальный успех вечера нельзя считать особенно удачным. Валовой сбор с концерта едва превзошел сто пятьдесят рублей (по тем временам это не такой уж маленький сбор. - В. В.), из каковой суммы добрая половина должна пойти на покрытие расходов". Тем не менее все остальные деньги были внесены на памятник великому русскому композитору, а жители Ставрополя еще раз приобщились к нетленной классической музыке. Так сто лет назад, в самом начале прошлого века, передовые меломаны города, добившись открытия в городе музыкального общества, самоотверженно стремились к решению задач музыкального образования населения и создавали условия, при которых в городе звучали лучшие творения лучших авторов. В. ВОДОЛАЖСКАЯ. Старший научный сотрудник Госархива Ставропольского края.

«В музыкальных целяхистория края»
Газета «Ставропольская правда»
23 ноября 2002 года