06:00, 23 ноября 2002 года

А у нас трансгенов нет.И это... выгодно!

Как мы уже сообщали, в Пятигорске под эгидой минсельхозов Российской Федерации и Ставропольского края, Российской академии сельхознаук и НП "Партнерство селекционеров и семеноводов Ставропольского края", а также при участии представителей правительства и деловых кругов ФРГ прошел семинар-совещание по организации семеноводства.

Tема настолько важна и актуальна, что основной докладчик руководитель департамента Министерства сельского хозяйства РФ В. Рябов - без колебаний назвал развитие семеноводческой отрасли основой продовольственной безопасности страны.

Увы, к 1995 году старая система семеноводства в Российской Федерации была полностью разрушена, а новая до сих пор практически не создана. Это привело к сокращению производства элиты, а бывшие спецхозы стали тиражировать собственные семена с невысокими сортовыми качествами. Уже в 1997 году более половины всех высеваемых в стране семян относились к массовым репродукциям.

В большинстве субъектов РФ нарушают требования закона "О семеноводстве" - используют некондиционные, нерайонированные семена. Например, под урожай текущего года высеяно 14,7 процента некондиционных семян яровых зерновых и зернобобовых. В Калмыкии, Воронежской области и ряде других регионов почти сплошь используют нерайонированные сорта.

Между тем селекционеры продолжают работать, и довольно успешно. С 1997 по 2001 год НИИ сельского хозяйства передали на сортоиспытание 3930 отечественных сортов и гибридов. Однако реализация селекционных достижений крайне неудовлетворительна из-за отсутствия в стране эффективного промышленного семеноводства. Но даже те 180-250 тысяч тонн элитных семян зерновых, что производят сейчас в опытных хозяйствах Россельхоз-академии, зачастую остаются невостребованными.

На весьма бледном общероссийском фоне Ставрополье заметно выделяется. Многие выступавшие на семинаре не скупились на похвалы. И дело не только в тех рекордных 6,3 миллиона тонн зерна, что собрали в нынешнем году в нашем крае. Главное, что 88 процентов этого зерна - высокого качества. А именно такую продукцию требует рынок.

Никто не спорит: в нынешнем году ставропольским хлеборобам крепко повезло с погодой - и влаги было вдоволь, и тепла. Но это далеко не единственный фактор. Налицо рост ответственности крестьян за судьбу урожая: люди поняли, что надеяться надо только на самих себя. Кроме того, резко увеличилось количество вносимых удобрений: с 17 килограммов действующего вещества на гектар посевов в 2000 году до 27 килограммов в нынешнем. И, наконец, в немалой степени успех предопределила продуманная политика в области семеноводства.

- В Ставропольском крае осенью высевают примерно 350 тысяч тонн семян и еще 150 тысяч тонн весной, - говорил первый заместитель председателя правительства СК, министр сельского хозяйства В. Гаркуша. - Для сравнения: на хлебопечение для всего населения края требуется 356 тысяч тонн зерна в год. Но, несмотря на столь большие объемы, мы требуем, чтобы не вообще сеяли, а только высокопродуктивные семена. Кроме того, переходим на озимые сорта донских селекций, которые больше подходят для Ставрополья, чем кубанские.

В. Гаркуша отметил и благотворное влияние на развитие семеноводства созданной три года назад при поддержке российско-немецкого проекта некоммерческой организации"Партнерство селекционеров и семеноводов Ставропольского края".

Детально о работе партнерства рассказал собравшимся председатель правления НКП СССК, доктор сельскохозяйственных наук В. Дридигер. Он подчеркнул, что крестьяне, покупая семена, должны иметь гарантию их высокого качества. В этом основной смысл создания профессионального союза селекционеров и семеноводов. Пора войти в цивилизованный рынок семян. Сорт должен стать товаром. В. Дридигер убежден, что государство обязано контролировать соблюдение правил торговли на рынке семян.

Любопытная информация прозвучала на семинаре-совещании и по проблемам трансгенных культур. Оказывается, первые опыты в этой области были сделаны в 50-е годы в СССР. Но затем за исследование генетически модифицированных растений ухватились зарубежные ученые. В 45 странах провели масштабные полевые испытания 60 культур. Только в 1995 году в эту программу западные концерны вложили более 17 миллиардов долларов. Особенно усердствовали американцы. Но в последние годы поднялась волна критики, ряд ведущих производителей детского питания отказались от использования генетически модифицированных культур, резко возрос спрос на чистую продукцию. И тут-то выяснилось, что гарантированно такую продукцию можно найти только в России, где нет ни одного гектара трансгенных культур. Итальянцы, например, уже обратились в Минсельхоз РФ с предложением закупать в нашей стране семена. Это первая ласточка, за которой наверняка последуют и другие. Так что у российских семеноводов есть реальный шанс прочно закрепиться на мировом рынке. Но для этого нужно безотлагательно решить ряд жизненно важных проблем отрасли: ввести госзаказ на новые сорта, льготное долгосрочное кредитование семеноводческих хозяйств, организовать производство современных семяочистительных машин, малогабаритной почвообрабатывающей техники и т. д.

В дискуссии приняли участие член-корреспондент РАСХН А. Медведев, представитель федерального министерства защиты прав потребителей, продовольствия и сельского хозяйства ФРГ Р. Хененбарт, его соотечественник, руководитель германского проекта "Оказание содействия семеноводству в Российской Федерации" Т. Дёрфлер, заместитель министра сельского хозяйства СК А. Яловой и многие другие.

Вел семинар-совещание заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Б. Хамчиев.

«А у нас трансгенов нет.И это... выгодно!»
Газета «Ставропольская правда»
23 ноября 2002 года