06:00, 23 октября 2002 года

Живя, не умирайте!

Ночью неожиданно зазвонил телефон. Любовь Ивановна проснулась почти мгновенно. Кто бы это? Ночные звонки всегда пугают. В трубке раздался чей-то голос: "...Хочу признаться вам в любви! Я окончил консерваторию, и все, что я вижу, чувствую, понимаю... все это сделали из меня вы!..". Любовь Ивановна положила трубку, улыбнулась. Да, ее ученик Олег Виноградов - Саратовская консерватория... Конечно, столько счастья и радости!.. Любовь Ивановна вспомнила себя девочкой и свою первую учительницу музыки Эсфирь Юльевну Месик. Теперь она уже не преподает, но была необыкновенно талантливым педагогом, лучшим в городе. Ее имя - Эсфирь - и теперь известно всему культурному Ставрополью. 10 лет обучения у нее в музыкальной школе и музыкальном училище завершились поступлением Любови Роевой в Саратовскую консерваторию по классу фортепьяно.

С тех пор прошла целая жизнь. Любовь Ивановна Роева сама стала известным преподавателем музыки. Проработала три десятилетия в Ставропольском краевом музыкальном училище (теперь училище искусств) на отделении специального фортепьяно, пять последних лет - на дирижерско-хоровом отделении, одновременно преподавая на музыкальном факультете СГУ. Теперь, когда столько ее учеников, закончивших училище, консерватории и музыкально-педагогические институты, работают по всему краю и в разных городах России... теперь, как никто, Любовь Ивановна может понять смысл этой трудной (кто же не знает?), но и необыкновенной профессии. Ее назначение в том и состоит, чтобы, вложив огромное терпение и труд, запустить в ученике вечный двигатель самосозидания. Если эта цель достигнута, если удалось утвердить ученика в мысли, что творчество самоценно, значит, и педагог состоялся.

В Ставропольском краевом училище искусств обучение бесплатно. Естественно, родители стремятся определить сюда своих детей. В училище принимают даже тех, кто никогда и нигде музыке не обучался, если они одарены. Любовь Ивановна всматривается в своих студентов, пытаясь определить, насколько они способны чувствовать и воспринимать.

"Чувства различаются по тональности, - объяснение следует за объяснением, - один человек в горе плачет безутешно, но беззвучно, другой - кричит. Восприятие несчастья будет разным, и это можно передать в музыкальном звучании... А хотите испытать себя?". Голос Любови Ивановны на уроке каким-то образом завораживает, и это тоже педагогический дар. "Останьтесь однажды наедине с красотой, превосходящей все земное - под звездным небом!". - "А что нужно делать под ним?" - "Главное, отвечает Любовь Ивановна, - не помешать звездам сделать что-то бесконечно важное с вами...".

Очень часто урок начинается со стихов. Ученики читают Любови Ивановне, она - им. В какой-то момент возникает общее светлое чувство, и они переходят к роялю. Из таких занятий в конце концов рождается музыкант. Александр Толстов и Алексей Сапрыкин - студенты Саратовской консерватории. В училище они приехали когда-то из района. Сейчас выезжают на гастроли в Испанию, Италию, а начиналось все в этом же классе, с теми же деревьями за окном и безымянными птицами в ставропольском небе...

Любовь Ивановна принадлежит к большой интеллигентной музыкальной семье Роевых - Антошиных, людей, известных в музыкальном мире Ставрополя. Ее сестра Галина Роева всю жизнь преподавала в первой городской музыкальной школе. Муж Любови Ивановны Борис Мокляков был музыкантом с консерваторским образованием, в 70-е годы он основал и провел первый краевой джазовый фестиваль, теперь это наша замечательная традиция. Муж Галины Ивановны Владимир Антошин после окончания Гнесинки вел в музыкальном училище класс тромбона. Их дочь Ольга, выйдя замуж за немца Тэутлера, живет теперь с семьей в Америке. Тэутлер - дзажист, Ольга - преподаватель игры на фортепьяно, дочь Марго занимается джазовым вокалом, говорят, очень талантлива. Все трое великолепно вписались в американский музыкальный мир. Не так давно они приезжали в Ставрополь погостить, и под одной крышей собралась большая и очень дружная семья. Родными и близкими они стали благодаря не только родственным, но и музыкальным узам...

...Никто не сказал лучше Святого Августина: "Полюби и делай, что хочешь!". Но в том и счастье, что, полюбив, человек перестает думать только о себе, принадлежать только своим нескончаемым проблемам.

- Музыка и профессия стали для меня спасением, второй и лучшей моей жизнью... Но недавно, - продолжает Любовь Ивановна, - ехала я в троллейбусе, кто-то включил "Русское радио", и в который раз я услышала эту жуткую песенку: "Ты беременна... это временно...". В России мало рождается детей, сокращается население... Как же запустить в эфир такое? Разве это "русское" радио?.

Через секунду глаза Любови Ивановны светлеют: "Очень люблю Рахманинова. Послушайте его "Третий концерт" - какая великая боль за Россию...".

...Печально, конечно, но люди культуры живут и действуют сегодня в среде, где нет серьезного убеждения в том, что культура необходима. В известном смысле они - люди будущего, тех самых (и, может быть, недалеких) времен, когда у нас появится потребность стать более счастливой нацией.

В то же время счастье и в самом деле - вещь хрупкая. У него очень много разных двойников - как тут с самим собой разобраться? Любовь Ивановна понимающе улыбается: "Как ни трудно живется преподавателям музыки, именно они могут позволить себе роскошь "поговорить о счастье", для которого надо так много и так мало - любить что-то больше самого себя. К этому чувству с детских лет приобщаются наши ученики. Потому и удается уберечь их от подростковой дисгармонии. Спасительная сила заключена в музыке. И однажды к ним тоже приходит догадка: тонкие радости приносит не обладание вещами, а восприятие вещей - живые человеческие чувства. Моя сестра, врач по профессии, нередко говорит пациентам: "Живя, не умирайте!". Как музыкант я ее очень хорошо понимаю...".

«Живя, не умирайте!»
Газета «Ставропольская правда»
23 октября 2002 года