Хоронят ГОСТы и СНИПы
Состоялся очередной радиомост, организованный радиостанцией "Русь", в котором собеседницей журналистов была заместитель руководителя Департамента регулирования предпринимательской деятельности Министерства экономического развития и торговли РФ Марина Глазатова.
Как известно, в июне этого года депутаты Госдумы РФ рассмотрели и приняли в первом чтении федеральный закон "Об основах технического регулирования в РФ". Он и стал темой разговора, потому что в корне, можно сказать, революционно, меняет наши сегодняшние представления об этом процессе.
Необходимость подобных изменений, естественно, вызвана тем, что страна вот уже 10 лет идет к рынку, реформы происходят на макроуровне, а вот на микро, например, на уровне производства продукции, они, по сути, и не начинались. Здесь действуют старые правила по безопасности, внешнему виду, потребительским свойствам товаров. Причем требований этих, в большинстве своем обозначенных не в законах, а в ведомственных инструкциях, насчитывается до 60 тысяч. Некоторые эксперты, как сказала М. Глазатова, вообще считают, что их до полумиллиона. Даже те, кто должен обеспечивать их соблюдение - Центры стандартизации, различные отраслевые госинспекции и так далее - не знают их полностью и досконально. Кроме того, появился спектр потребителей, который диктует предприятиям, рынку необходимые им потребительские характеристики товаров. Получается, что предприятия как бы в тисках: с одной стороны диктующий свое спрос, с другой - не дозволяющие этот спрос удовлетворить контролирующие органы со своими СНИПами и ГОСТами, ветеринарными, противопожарными и иными правилами. Вот этот огромный массив норм и правил, несоответствие, тормозящее развитие производства, и призван реформировать закон.
Как сказала М. Глазатова, его идеологию можно выразить просто: она состоит в том, что за государством должен остаться контроль лишь за безопасностью товаров и услуг, оно перестанет в лице своих контролирующих органов "вмешиваться" в потребительские свойства и качества товаров. В этом случае, различные технические регламенты, ведомственные инструкции, постановления правительства и так далее потеряют свою силу, перестанут быть документами, обязательными к исполнению. Это освободит предпринимателей от непомерных требований, а госконтролеров сделает способными выполнять свои обязанности более эффективно, чего сейчас не происходит.
Но если этих технических условий, регламентов и так далее столько, сколько было сказано, то сколько же надо времени, чтобы отделить зерна от плевел? - спросили журналисты. И получили ответ, что предусмотрен семилетний переходный период, в течение которого все будет "утрясено", количество нормативных документов уменьшится в 60 раз, будет создана система технических регламентов - их предполагается иметь около тысячи. В течение этих семи лет ничего действующего отменяться не будет, отмена будет происходить постепенно - по мере выработки другого механизма.
М. Глазатова отметила также пассивность бизнеса, более всего и страдающего из-за сохраняющегося порядка технического регулирования, в разработке этого закона. А они, сказала она, могли бы многое подсказать и министерству, и Госстандарту, которые разрабатывали этот закон. Это, кстати, и сейчас не поздно сделать.
Зашла речь и о том, что различные госорганы увлеклись оказанием платных услуг населению, бизнесу и так далее. За любую справку - такса...А почему, собственно, мы все должны платить, если по существу содержим эти структуры на налоги? Т. Глазатова согласилась, что, действительно, такие рыночные "замашки" несовместимы с функциями госорганов, порождают нежелательные последствия, в том числе и коррупцию. Правительство тоже озабочено этим и предполагает принять меры к изменению ситуации. Платные услуги надо выводить на рынок, в том числе и сертификацию продукции.
Возвращаясь к дорыночному контролю продукции и услуг, М. Глазатова в конце беседы подчеркнула еще раз, что он не в полной мере обеспечивает безопасность продукции, потому идеология закона - это уход от него. Акцент будет смещен: госконтроль станет осуществляться непосредственно на рынке, чтобы до покупателя доходил действительно безопасный товар.
22 октября 2002 года