Зритель, пора готовить букеты!
Завтра Ставропольский академический театр драмы им. М. Ю. Лермонтова открывает 158-й творческий сезон. О том, с чем подошел его коллектив к очередной встрече со зрителем, что ждет публику в новом сезоне, наш корреспондент попросил рассказать директора театра Ларису ЗЕМЦЕВУ.
- Лариса Федоровна, как известно, в период межсезонья в театре продолжается достаточно активная творческая жизнь, идут репетиции, осмысливаются будущие постановки. Зрителю, соскучившемуся за время летней разлуки, интересно узнать, как вы пережили эту разлуку, над чем работали, словом, почти "школьный" вопрос - "как вы провели лето"?
- В напряженных трудах, как вы правильно заметили. В июле, актеры, естественно, сходили в отпуск, а в августе уже продолжили работу над премьерой сезона "Шут Балакирев". Режиссер-постановщик Валентин Бирюков занял там едва ли не бо?льшую часть труппы, это такой многолюдный спектакль. А параллельно готовились к обменным гастролям во Владикавказе и Пятигорске, которые хоть и были непродолжительны, но требовали серьезной подготовки и немалых хлопот. Надо было определиться с репертуаром, который можно показать на выезде, организовать технические стороны, так сказать, "собрать чемоданы" - реквизит, необходимые декорации.
- Мы уже как-то говорили, что публика в последние годы, увы, отучена от театральных гастролей. А сами-то актеры, наверное, тоже от этого отвыкли, как они восприняли возможность выехать в другие города?
- Ну, конечно, актерам всегда хочется гастролей, это ясно. Вот только с Владикавказом поначалу кое у кого возникали опасения - регион все-таки неспокойный. Но атмосфера в столице Северной Осетии была для нас самой что ни на есть доброжелательной, актеры это сразу почувствовали. Владикавказ вообще показался нам городом особой культуры, там, например, не принято массовое хождение со жвачкой во рту или банками пива в руках... Приветливость к приезжим - просто удивительная. Другого рода сомнения у нас были относительно гастрольного репертуара: мы включили в него "Хануму", а там же такой кавказский колорит, в котором осетины знают толк. Вот и думали: а как они нас примут, сумеем ли убедить? Должна сказать, наши артисты оказались безоговорочно восприняты. А зритель во Владикавказе еще отличается высокой эмоциональностью, импульсивностью, уж если ему понравился - благодарности не будет предела. Потому на следующем спектакле - "Укрощение строптивой" - нас просто полюбили. Кстати, в тот вечер присутствовал президент республики Северная Осетия-Алания Александр Дзасохов с супругой, они слывут большими театралами. И мы удостоились очень теплых его слов. Президент собирался прийти и на закрытие гастролей, но так сложилось, что в это самое время, 20-21 сентября, пополз Кармадонский ледник, вся республика была встревожена. Впрочем, даже в такой непростой ситуации проводили нас достойно, с признательностью и приглашением приезжать еще.
- Трудно, наверное, дался коллективу столь напряженный график гастролей, ведь уже на следующий день вы должны были ехать в Пятигорск и вечером - первый спектакль...
- Да, график и впрямь был, на наш взгляд, слишком уплотнен. К тому же случился технический сбой не по нашей вине, связанный с работой звуковой и световой аппаратуры в Пятигорском театре оперетты, на сцене которого мы выступали. В итоге пришлось заявленный спектакль "Белая гвардия" играть без звукового оформления. Но так решили актеры, для которых разочаровать полный зрительный зал - немыслимо. И сыграли, и заработали такие аплодисменты! Эта ситуация лишний раз доказала, что главное лицо на сцене - актер. Все остальное - компоненты. Я очень благодарна господам актерам за их профессиональную зрелость и ответственность. Они "отпахали" по полной программе. А звуковую аппаратуру наши инженеры ночью (!) привезли из Ставрополя, чтобы утренний детский спектакль шел как надо...
- Вот вы сказали об особенностях владикавказского зрителя, а отличается ли публика в Пятигорске? Видимо, она там весьма разношерстная, ведь курортники едут со всей страны.
- Вы правы, публика там действительно смешанная. Причем не такая горячая, как во Владикавказе, но тем не менее благодарная, по-своему отзывчивая. Мы все заметили такую особенность: битковые аншлаги на наши детские спектакли, а это были сказки "Золотое ухо" и "Спящая красавица". Видимо, в городе ощущается голод на такого рода зрелища. И соответственно детский зритель, имея мало возможности общаться с театром, на мой взгляд, проигрывает перед ставропольским по воспитанности искусством. В Ставрополе дети, приходящие в театр, умеют смотреть и слушать, хотя, конечно, остаются весьма непоседливой публикой. А там актерам пришлось приложить немало усилий, чтобы "взять" внимание этого явно неподготовленного зала. Но - взяли! Более того, те ребятишки, что пришли потом во второй раз, уже были лучше настроены, уже начали вслушиваться... Так что теперь-то мы знаем, что в Ставрополе у нас зритель очень внимательный.
- Вот даже какие детали открываются во время гастролей...
- Должна сказать, что гастроли всегда предполагают некую новую питательную среду вообще, новые впечатления, новые ощущения для творческого состава. И они необходимы! Вот почему наши обе поездки, при всей напряженности графика, не ограничивались только спектаклями. Мы побывали на нескольких интересных экскурсиях, во Владикавказе встречались со студентами факультета искусств местного университета, в Пятигорске посетили Лермонтовские места, ведь даже живя не так далеко, часто ли мы можем все это увидеть?
- Лариса Федоровна, как уже знает наш читатель, на днях театр провел необычное открытие сезона в Невинномысске...
- Да, наше многолетнее сотрудничество с этим городом вышло на иной уровень: это уже не единичные спектакли, а долговременный договор, заключенный администрацией города, Дворцом культуры "Химик" и театром. Невинномысский зритель нас неплохо знает, а теперь будет видеть регулярно, больше знакомиться с нашим репертуаром, во всяком случае, теми спектаклями, чьи технические характеристики укладываются в возможности невинномысской сцены. А нынче мы решили порадовать горожан первой премьерой сезона в честь начала действия нашего договора и отмечавшегося Дня города: это был наш подарок Невинномысску в день его рождения. Приняли спектакль "Шут Балакирев" очень хорошо, было много аплодисментов, цветов и добрых отзывов. В целом приятно отметить, что в городе уделяется такое внимание духовным запросам жителей, Невинномысск воспитывает себя как город театральный.
- Вы упомянули о премьере, успешно прошедшей экзамен на выезде. Что собой представляет спектакль "Шут Балакирев"?
- Если коротко, это - история России. В основе - последняя пьеса Г. Горина, в которой ощущается такая, знаете ли, пронзительно-завещательная интонация, словно драматург напоследок поставил обществу некую задачу на размышление о судьбе страны. По фабуле и персонажам пьеса историческая, но невероятно созвучная с сегодняшним днем. Там едва ли не каждая фраза имеет современный и острый смысл.
- Ставропольский зритель, по-моему, вообще любит исторические постановки.
- Правильнее сказать, что зритель любит хорошие спектакли. Так же, как и режиссеры любят не классику или авангард, а просто хорошую драматургию.
- Наверное, поэтому ваш выбор следующей постановки пал на пьесу С. Моэма "Священное пламя", ведь все спектакли театра по его творчеству были удачны.
- Нам этот материал показался очень интересным, к тому же он органично укладывается в возможности труппы, здесь будут заняты и такие мастера сцены, как народная артистка России Вера Рабовская, заслуженные артисты России Александр Ростов, Владимир Аллахвердов, Борис Щербаков, Михаил Мальченко, и представители молодого поколения - Ирина Баранникова, Игорь Барташ. А ставит его знакомый ставропольцам режиссер из Москвы Дмитрий Васильев, которого в прошлом сезоне мы приглашали делать спектакль "Святые и грешные". Репетиции уже начались. А к Новому году по традиции сделаем детскую премьеру - по русской сказке "Финист - Ясный сокол", ее взялась ставить народная артистка России Наталья Зубкова.
- В прошлом сезоне театр успешно возродил такую форму творчества, как спектакли на малой сцене - "Театр в фойе". Будет ли нынче продолжена работа в этом направлении?
- Будет непременно, уже выбрана пьеса уральского драматурга Василия Сигарева "Черное молоко". Несмотря на свою молодость, этот автор уже успел стать популярным в столичных театрах, но не это стало главным в выборе пьесы, а глубина ее содержания: это такая щемящая душу история про нашу сегодняшнюю жизнь, что, думаю, равнодушных в зале не будет. Думаем расширять репертуар и далее классической драматургией, какой точно, сказать пока трудно, но творчество Набокова, Мольера, Чехова, Толстого, Гоголя не утратило своей непреходящей ценности для театра.
- Не могу не повторить остающийся с прошлого сезона больной для театра, но интересующий зрителя вопрос о возможном появлении главного режиссера-художественного руководителя, которого сейчас пока нет.
- Вопрос и больной, и непростой по решению. Трудно найти по-настоящему талантливого режиссера, который бы взял да согласился в нынешней ситуации приехать в Ставрополь. Который бы к тому же полюбил именно этот театр, да еще обладал бы необходимыми качествами организатора... Торопиться тут нельзя, очень не хочется ошибиться. Но поиски продолжаем. И будем приглашать для постановок прежде всего тех режиссеров, с которыми можно было рассчитывать на творческую перспективу. Театр, безусловно, должен иметь творческого лидера.
Хотела бы обратиться к зрителям с просьбой отнестись с пониманием к нашему нововведению: в этом сезоне спектакли будут начинаться не в 19, а в 18 часов. Сделано это как раз в интересах горожан, потому что все знают, как работает общественный транспорт в Ставрополе по вечерам и как сложно бывает добраться до дома после просмотра спектакля. Поверьте, мы долго думали, анализировали, пытались договориться с транспортниками, прежде чем пришли к такому решению. Верю, что люди нас поймут и сохранят преданность своему театру.
18 октября 2002 года